Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 348 
Next page End  

301
индивидуумов с отсроченной остановкой развития (креативных
личностей) намного больше,  чем в общей популяции, и, во–
вторых – будучи в состоянии удовлетворить  все  свои материаль-
ные запросы. Необходимость бороться за свое материальное суще-
ствование отвлекает необходимую  энергию, и  у  человека не ос-
тается возможности задуматься о бессмысленности собственного
существования, так как мысли о хлебе  насущном полностью вы-
тесняют те вопросы, которые неминуемо возникают перед  чело-
веком, не лишенным способности самосознания, который подхо-
дит к пику своего онтогенетического существования и  начинает
чувствовать, что далее начинается период личностной  инволю-
ции и регресса.
Подозревать у человека постоянное стремление к смыслу – 
то же  самое, что думать, будто человек,  катающийся на амери-
канских горках вместо того, чтобы получать удовольствие – посто-
янно думает:  зачем он это делает. Нормальный человек никогда
не за–думывается о смысле своего существования.
Именно в период кризиса аутентичности возникает часто 
вопрос  и  сомнения  о  смысле,  и следует признать все это край-
не опасным в суицидогенном плане. Опасным в том смысле, что
именно в эти моменты человек может ощутить бессмысленность
собственного  существования  особенно  остро и этой осознанной
фрустрации может оказаться вполне достаточно  не  только  для 
эмоционально–когнитивной психической деятельности, но и для
поведенческого акта.
Хотя  Франкл и писал, что «люди не являются предметами,
подобно столам или стульям, и,  если  они  обнаруживают,  что 
их жизнь  редуцируется  к  простейшему   существованию  столов
или стульев, они совершают самоубийство». Хотя Фромм и считал, 
что «человек  не  может существовать как простой «предмет», как
игральная кость, выскакивающая из стакана,  он  сильно  страдает,
если его низводят до уровня автоматического устройства, способ-
ного  лишь  к приему пищи и размножению, даже если при этом
ему гарантируется высшая степень безопасности» (156). К  сожа-
лению, приходится   признать,  что Франкл и Фромм в своих ут-
верждениях выдают желаемое за действительное. Люди в своей
жизни (уж мы–то знаем) являются не только столами и стульями,
Hosted by uCoz