304
кризиса аутентичности должна быть разной. В момент первого
кризиса, зная о начинающемся процессе распада «Я», когда «Я»
все больше начинает растворяться в «Мы», когда «все уж не мое,
а наше, и с миром утвердилась связь», когда личность должна
встроиться в социальную систему, которая поглотит и подавит
ее, но при этом и защитит, необходимо убеждать молодого че-
ловека в том, что его жизнь нужна другим людям, его энергия
обществу и всеми средствами усиливать процесс социализации,
благо это про цесс естественный и его лишь необходимо ино-
гда подтолкнуть, иногда поддержать. Успех в этом направлении
просто гарантирован. Молодость при умелом манипулировании
способна отдать остатки своей энергии на совершение удиви-
тельно бессмысленных социальных затей, получая от этого гро-
мадное удовольствие. Необходимо учитывать этот онтогенетиче-
ский динамический аспект и по возможности направлять молодую
энергию на менее глупые затеи, чем это делается обычно.
Во время второго кризиса процесс социализации начинает
ослабевать, потому что использованная личность с каждым годом
объективно все меньше и меньше нужна обществу, устойчивому
жизненному стереотипу вновь начинает грозить опасность, а сил
на трансформацию еще меньше, чем во время первого кризиса,
возникает серьезная угроза усиления знаменитой экзистенциаль-
ной тревожности. Не случайно W. H. Auden назвал наш век «веком
тревожности». Сложности цивилизации, быстрота изменений и
частичный отказ от религиозных и семейных ценностей создают
все новые тревоги и конфликты для отдельных субъектов и для
общества в целом (173). Поэтому человека с суицидальными тен-
денциями лучше всего направлять либо к психотерапевту, кото-
рый способен повернуть человека лицом к религии, либо к
профессиональному, специально обученному в этом направлении,
служителю соответствующей конфессии, который аккуратно и
тактично поможет человеку обрести смысл жизни в вере, предот-
вратив возможную суицидальную попытку.
Церковь испокон веков выработала целый набор блестя-
щих противосуицидальных мероприятий и не нужно выдумывать
велосипед. По своей сути и вера и самоубийство явления одного
порядка, но никто не может усомниться, что в государственном
|