310
в этой изощренности иногда теряется объемность феномена и его
внутренний смысл.
Лишь немногие решаются проникнуть в глубины этого
замка. Нужно быть героем, чтобы решиться на такое путешествие.
Таким героем в психологии и психопатологии двадцатого века
был Фрейд. Фрейд «самый великий психопатолог», как харак-
теризует его Лэнг, сошел в «Преисподнюю» человеческого созна-
ния и «встретился там с абсолютным ужасом» (180).
Согласно Фрейду, невроз в наше время заменяет монастырь,
в который обычно удалялись те, кто разочаровался в жизни или
которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни.
И именно в «преисподней» человеческого сознания, в глу-
бинах личности сможем мы обнаружить тот патогенетический
механизм, тот монастырский устав, который вызывает движение
стрелок на невротических часах, звон невротических колоколов и
замысловатую динамику невротической симптоматики на фасаде
невротической личности.
По этой же аналогии шизофрению можно сравнить с
«Замком» Кафки. Что касается симптоматологии, синдромологии
и эпидемиологии шизофрении, то считается, что в плане клини-
ческих описаний мы вряд ли сможем достигнуть большего, неже-
ли это было сделано классиками в конце 19го начале 20го века.
Однако все попытки проникнуть в сущность данного феномена ос-
таются безуспешными. Яркие клинические формы и проявления
шизофрении при попытке их «поймать» проходят сквозь руки
исследователей, как воздух. Стоит отойти подальше и шизофрения
как клинический феномен во всем своем блеске предстает пе-
ред нами, стоит к ней приблизится и она рассыпается на наших
глазах на тысячи никак не связанных между собой осколков.
Я пишу это для того, чтобы подчеркнуть, что онтогенетиче-
ский подход к неврозам это не теория, которая пытается объяс-
нить сущность всех невротических нарушений. Это лишь один из
взглядов на одну из сторон невротической психопатологии, не от-
рицающий и не подменяющий других взглядов и других подхо-
дов. Единственная цель данного подхода показать, что в невро-
зе есть и это. Есть неврозы, сущность которых невозможно по-
|