312
1
Если сказать, что психотерапевт должен обязательно учи-
тывать индивидуальные особенности пациента это может пока-
заться смешным. Настолько это тривиально.
Любая психотерапия настолько, насколько она имеет от-
ношение к личности, насколько она учитывает индивидуальные
особенности личности, учитывает и те индивидуальные особенно-
сти, которые непосредственно обусловлены онтогенезом. По-
этому любая психотерапия в большей или меньшей степени это
онтогенетическая психотерапия.
Теоретически это так, но так ли это практически?
Ведь, онтогенетический подход к психотерапии это не
просто возрастной подход, когда мы проводим психотерапию,
учитывая возраст пациента и ориентируясь на известные возрас-
тные особенности психологического функционирования. Естест-
венно, что зная о неразвитости абстрактнологического мышления
в детском и раннем подростковом возрасте, мы, например, изме-
ним тактику рациональной психотерапии, будем по другому объ-
яснять ребенку и подростку механизм возникновения заболевания
и пути возможного выхода из психотравмирующей ситуации. В
зрелом возрасте мы будем использовать иные подходы, иные
слова и иные объяснения.
Онтогенетическая психотерапия базируется на несколько
ином подходе к личности. Понимая онтогенез как эволюционно
инволюционный процесс, в котором период развития, созревания
и становления личности сменяется периодом зрелости, а зре-
лость в свою очередь плавно сменяется периодом инволюции и
регресса личности, мы именно в этом векторном понимании онто-
генеза усматриваем основную сущность онтогенетической пси-
хотерапии. Не столько учет конкретных, привязанных к возрасту
особенностей психологического функционирования личности,
сколько учет общей динамической направленности, учет эволю-
ционного или инволюционного вектора в каждом конкретном
случае позволит нам лучше понять индивидуальные особенности
личности и проводить более адекватную психотерапию.
Там, где мы видим процесс эволюции личности, разви-
вающуюся личность, полностью неактуализированную личность,
|