313
мы смело можем проводить активизирующую психотерапию, мы
смело можем обращаться к личности, мы можем не бояться пере-
кладывать груз ответственности за свое дальнейшее развитие и
функционирование на саму личность, мы имеем право усиливать
внутренний локусконтроль и интернальность атрибуции. Мы про-
водим психотерапию по Карнеги и говорим человеку «начни с
себя».
Подобная активизирующая психотерапия может помочь
лишь в том случае, когда личностный потенциал еще не исчер-
пан. Подобный тип психотерапии применим лишь для развиваю-
щейся личности. Только в двух случаях мы можем ожидать успе-
ха от подобного вида психотерапии: у подростков и у креативных
личностей. Только для них сам факт функционирования в ограни-
ченной, закрытой ситуации является психотравмирующим. Только
у них искусственное ограничение деятельности, недостаток сти-
мулов приводит к нарастанию психического напряжения и даже
заболеванию. При этом не важно что является причиной ограни-
чения: сам человек или какиелибо внешние факторы. Посколь-
ку подростки и креативные личности в значительной степени
ориентированы на себя и самодостаточных, окружающая соци-
альная среда лишь с большим трудом может создать такие усло-
вия, которые бы в истинном смысле слова воспрепятствовали
реализации имеющихся потенций, и как следствие привели к
возникновению личностной и невротической патологии. Избыток
психической энергии значительно проще реализовать даже в ус-
ловиях крайне бедной стимульной среды. Креативная личность,
даже работая дворником всегда имеет возможность придумать
новый способ подметания улиц. Она всегда умудрится из самого
скучного занятия, если его невозможно избежать, устроить себе
настоящий праздник.
Поэтому значительно чаще можно встретить случаи самоог-
раничения, так называемые «творческие кризисы», когда человек
сам сознательно отказывается по тем или иным причинам от креа-
тивной деятельности из страха ли перед ее последствиями или из
чувства неуверенности в себе.
Известен пример с Фрэнком Капрой, который приводит в
одной из своих работ Э. Фромм. Сициллийский мальчик, выросший
|