318
Я уже достаточно говорил о психологических особенно-
стях и проблемах креативной и примитивной личности, чтобы
останавливаться на этом еще раз и поэтому хотел бы перейти к
проблемам психотерапии примитивной личности.
Примитивные личности составляют костяк и плоть любо-
го социального организма, представляя вместе с тем наиболее
ригидную, наиболее сопротивляющуюся быстрым изменениям
систему. Поэтому никто так остро не ощущает своей потерянно-
сти в нестабильной социальной системе, как примитивная лич-
ность.
Поскольку примитивные личности составляют основу об-
щества, подавляющую массу населения, именно с ними в первую
очередь (а не с креативными личностями, которых с одной сторо-
ны не так уж и много, а с другой стороны, они более защищены в
психологическом плане) приходится сталкиваться в практической
деятельности.
Проблемы, связанные с особенностями психологии прими-
тивной личности выходят на первый план в периоды трансфор-
мации крупных социальных систем, когда дестабилизируются
старые устойчивые социальные схемы и системы социальных
отношений.
Определенные попытки прогнозировать и предупредить
волну нервнопсихических расстройств преимущественно невро-
тического уровня среди населения предпринимались, но, как мож-
но с очевидностью убедиться, не увенчались успехом. Об этом
свидетельствует статистика самоубийств. Об этом можно косвенно
судить по некоторым последним публикациям, в которых с удив-
лением отмечается явная диспропорция между тяжестью кризис-
ной ситуации в стране и незначительным увеличением количества
больных с невротической симптоматикой, обращающихся за
помощью к психотерапевтам. С другой стороны, в России не пер-
вый год наблюдается резкое увеличение количества и вариаций
различного рода «целителей», экстрасенсов, биоэнергетиков,
колдунов, магов, шаманов и т.п. Можно без труда заметить, что
имеется определенная тенденция к все большей архаизации,
«примитивизации» этого явления от наукоподобных сеансов
врача Кашпировского до настоящих мистических обрядов, свойст-
|