324
Если я вложил деньги в МММ или Гермес или в другую
компанию и остался с носом кто виноват? Ведь не я же! Не я же
дурак! Виноваты жуликиучредители, виновато государство и пра-
вительство, которые допустили деятельность этих проходимцев и
не посадили их своевременно в тюрьму, виноват, в конце концов,
сосед, который посоветовал вложить деньги в эти компании, ви-
новата жена, которая слабо отговаривала выбрасывать деньги
на ветер вместо того, чтобы купить себе новое пальто. Все это
типичный пример внеличностной атрибуции.
У окружающих жены, соседа, всех тех, кто не вложил день-
ги и не остался с носом, жалкие вопли пострадавшего, кроме за-
конной радости, вызывают еще ничем неискоренимую уверен-
ность, что именно вкладчикто и является дураком и сам виноват
в своих проблемах. Здесь мы наблюдаем пример личностной ат-
рибуции.
И внеличностная и личностная атрибуция это два полюса
каузальной атрибуции одной из наиболее авторитетных и разра-
ботанных теорий и направлений в современной западной соци-
альной психологии, без знания которой не представляет себе
практической деятельности ни один психотерапевт.
Каузальная атрибуция, как отмечает Г. М. Андреева, это не
процесс интерпретации поведения человека со стороны науч-
ной психологии. Это процесс, совершаемый каждым отдельным
человеком, группой в ходе повседневной жизни. Нельзя сказать,
что это «плохо» приписывать нечто другому человеку, а не
стремиться к действительному познанию. Важно подчеркнуть, что
это «так» происходит. Она пишет, что научной психологии необ-
ходимо принимать в расчет этот реальный процесс, не оценивая
его с точки зрения того, «плохо» это или «хорошо» (9). Следует
добавить, что и психотерапии следует не только лучше понимать
и учитывать процессы каузальной атрибуции, но и поменьше
пытаться усилить в личности пациента так называемую «объек-
тивную, научную» каузальную атрибуцию. Иногда намного по-
лезнее прислушаться к тем способам примитивной, наивной кау-
зальной атрибуции, которая свойственна пациенту и использо-
вать ее в психотерапевтической работе.
|