325
Родоначальником проблематики каузальной атрибуции,
сложившейся в рамках когнитивистской ориентации, считается Ф.
Хайдер, впервые сформулировавший саму идею каузальной атри-
буции и давший систематическое описание различных схем при-
чинных объяснений (164).
Основная идея Хайдера заключалась в том, что в принципе
существуют различные виды атрибуции: Хайдер их определял
как «личную» и «безличную», т.е. как преобладающее стремление
приписать причины какихто событий действиям определенных
личностей или, напротив, действием обстоятельств. Более полное
развитие идея Хайдера получила в исследованиях Келли, кото-
рому принадлежит наиболее систематическое изложение проблем
каузальной атрибуции. Основная идея Келли заключается в том,
что не
только существуют различные виды атрибуции, но и что каждо-
му человеку присущи некоторые априорные каузальные представ-
ления и каузальные ожидания. И, таким образом, каждому челове-
ку свойственно вписывать те или иные события происходящие с
ним или окружающими людьми в определенные каузальные рам-
ки.
Келли расширил схему Хайдера, включив в модель анализа
вариаций каузальной атрибуции три элемента: субъект, объект и
ситуацию. Соответственно этому приписывание причин может
осуществляться по трем линиям: причины могут адресоваться
субъекту, объекту и ситуации. Келли описывал каузальное про-
странство индивида в виде куба, каждое измерение которого обо-
значает определенное направление приписываемых причин.
Дальнейшее развитие теории каузальной атрибуции приве-
ло к открытию атрибутивных закономерностей, вошедших в клас-
сику психологии личности. В эксперименте Э. Джонса и Р. Нисбе-
та было показано, что участник событий, как правило, приписыва-
ет причину обстоятельствам (как в примере с вкладчиком), в то
время как наблюдатель личности деятеля (168).
Кроме ошибок, возникающих изза различной позиции вос-
принимающего человека, был установлен еще целый ряд доста-
точно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их сле-
дующим образом: 1 класс мотивационные ошибки каузальной
|