326
атрибуции включает в себя различного вида защиты: пристра-
стия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех
себе, неуспех обстоятельствам и т.д.); 2 класс фундаменталь-
ные ошибки включает в себя переоценку личностных факторов и
недооценку ситуационных.
При этом большое значение придается изучению конкрет-
ных следствий различных типов причинного объяснения и вы-
явлению возможностей использования в практической сфере опо-
средованности восприятия и поведения каузальной атрибуцией.
Большое внимание уделяется изучению стиля каузальной атрибу-
ции предрасположенности к определенному типу причинной
интерпретации событий, что рассматривается как устойчивая лич-
ностная характеристика, образующая одну из центральных струк-
тур личности, определяющая общий тип восприятия событий и
поведения по отношению к ним. Оценивается эта характеристика с
помощью вопросника Атрибутивного Стиля (ASQ). Этот инстру-
мент считается достаточно надежным и валидным, позволяющим
предсказывать восприятие и поведение личности в различных си-
туациях.
Кроме этого достаточно широко используются методики,
позволяющие оценить сформированный у человека уровень субь-
ективного контроля над разнообрзными жизненными ситуация-
ми, например, шкала локусконтроля. Возможны два полярных
типа локуса контроля: экстернальный и интернальный.
Основной линией использования опосредующей функции
каузальной атрибуции в практике психологического воздействия
является выработка у человека тенденции к объяснению своих ус-
пехов внутренними и стабильными факторами, неудач внешними
и нестабильными факторами. Считается, что такой тип атрибуции
во всех случаях повышает самооценку и уровень мотивации. Ме-
ханизм мотивационных следствий атрибутивной асимметрии
обычно трактуется на основе категории «ожидания успеха». Объ-
яснение человеком происходящих с ним событий внешними и не-
стабильными факторами означает восприятие этих событий как
независимых от него и маловероятных в будущем. Объяснение по-
зитивных событий внутренними и стабильными факторами рав-
носильно представлению о личностной детерминации успехов и
|