52
Я хорошо помню себя в детстве, когда окружающая реаль-
ность воспринималась мною как в тумане, мир был бесконечен, но
это не было ощущение бесконечности, свойственное взрослому
человеку, для которого эта бесконечность кажется часто чужой, не
нужной и не интересной, это была живая бесконечность, она бы-
ла частью меня и я был в нее погружен. Может быть так себе по-
нимали одухотворенный космос древние греки. С возрастом это
ощущение сказки проходит. По улице едет трамвай, спешат лю-
ди, дует ветер, мне 30 лет. И трамвай это трамвай, которого дол-
го нет, в котором не закрывается окно и поэтому холодно. Это
никак не звенящий и не дребезжащий на всех поворотах празд-
ник, и люди, сидящие у окон, не спешат приложить свои ладони
к замерзшим стеклам, чтобы совершить чудо и они посвоему сча-
стливы в своей слепоте.
Понятия это та смирительная рубашка, в которую мы обле-
каем окружающую реальность и свой мозг. Нормальный человек
даже не замечает этого процесса. Примитивная личность живет
только в мире понятий. Если человек знает, что плохо, а что хо-
рошо, он живет в мире понятий, он уже не живет. Только креатив-
ная личность, креативный мозг может взорвать понятие изнутри,
показав всю его мертвенность и бедность. Блестящим примером
подобного бунта, «взрыва» являются известные произведения
Льюиса Кэррола. Из философов наибольшее внимание уделял
данной проблеме Чарлз Сандерс Пирс основоположник семан-
тического феноменализма.
Второй тупик, возникший в процессе развития централь-
ной нервной системы, связан с возникновением сознания. Этот
процесс идет буквально на наших глазах в пределах летописного
исторического процесса. Центральная нервная система развива-
лась в целях гибкого контроля и реагирования на изменяющиеся
параметры окружающей среды. Но парадокс в том, что сама по
себе центральная нервная система на определенном этапе ста-
новится настолько сложной, что требуется новое функциональное
образование, исполняющее функцию контроля за деятельностью
центральной нервной системы сознание.
|