60
мики более глубинных индивидуальных, биологических, организ-
мических процессов. Группа ученых под руководством
Б.Г.Ананьева остановилась в своем исследовании на двух базо-
вых нейродинамических показателях:
1) скорости образования положительных и тормозных ус-
ловных связей, характеризующих, по гипотезе Б.М.Теплова и
В.Д.Небылицина (1963), специальное свойство «динамичности
нервных процессов";
2) характеристике двигательных реакций в ответ на стиму-
лы различной интенсивности, определяющих свойство чувстви-
тельности силы нервной системы.
Помимо этого были изучены коррелятивные связи между
этими базовыми нейродинамическими показателями и более выс-
шими психофизиологическими функциями, такими как
психомоторика, внимание, память и мышление.
В результате комплексных исследований было выяснено,
что тенденция снижения возбудимости нервной системы выступа-
ет достаточно отчетливо уже при сопоставлении возрастных
групп от 18 до 21 года. Возбудимость в структуре слуховых мо-
торных реакций снижается к 20 21 году. Снижение возбудимости
в зрительном анализаторе происходит несколько позже с 22 24
до 2933 лет включительно.
В тесной связи с возбудимостью нервной системы нахо-
дится успешность мнестической функции: чем выше возбуди-
мость, тем больше продуктивность в решении различных мнести-
ческих задач и наоборот. Наиболее высокий уровень развития па-
мяти был выявлен у 19летних. Снижение функции памяти в раз-
личных возрастах носит неодинаковый характер. У 18 22летних
имеется незначительный спад, который не опускается ниже сред-
неуровневой оценки развития памяти. Переходит эту черту память
в возрасте 25 и 27 28 лет. Однако наибольший спад имеется у
26 летних (102).
Эти данные полностью опровергают устаревшие данные ря-
да зарубежных исследователей (Г.Эббингауз, 1912; Э.Мейман,
1913) о трех основных периодах в развитии памяти: первом
прогрессивном развитии памяти, связанным с биологическим со-
зреванием организма (до 20 25 лет), втором периоде относи-
|