73
века (107). При этом получены данные, что внутрииндивидуаль-
ная вариабельность ВП меняется в ходе онтогенеза. Относительно
высокая на ранних этапах онтогенеза, она постепенно снижа-
ется по мере взросления индивида и вновь возрастает при его
старении (R. I. Ellingson, 1973; E. Callaway, 1976). «Особое место в
этом ряду занимает феномен «увеличенияуменьшения»« (Л.
Кнорринг и др., 1981; M. S. Buchsbaum, 1974). Индивидуально
специфическим признаком в данном случае является угол наклона
прямой, отражающей зависимость амплитуды ВП от интенсивно-
сти стимула. У одних индивидов амплитуды при увеличении ин-
тенсивности неизменно нарастают, а у других на высоких интен-
сивностях они снижаются. Этот феномен, отражающий функцио-
нирование механизмов индивидуальной адаптации при перера-
ботке сенсорного опыта, связывают с некоторыми показателями
интеллекта, когнитивных стилей, рядом темпераментных и
личностных характеристик (И. Н. Грызлова, И. А. Переверзева,
1984; E. Callaway, 1976).
По данным Dustman R. и Beck E., 1966 (44) амплитуда ком-
понентов ВП с латентным периодом от 126 до 250 мсек значи-
тельно увеличивается от младенчества к 56 годам, затем насту-
пает быстрое уменьшение амплитуды; в 1314 лет вновь следует
резкий подъем амплитуды ранних и поздних компонентов и с 15
лет значительных колебаний амплитуды не наблюдается.
В 1984 году было показано, что наличие в ЭЭГ покоя у
подростков с низким уровнем интеллектуального развития значи-
тельной мощности альфачастот и незначительные перестройки
ЭЭГ в
функциональной пробе на открывание и закрывание глаз свиде-
тельствует о том, что они, как правило являются гиповозбудимы-
ми и низкореактивными личностями (51). В отличие от них в ЭЭГ
подростков с высоким интеллектуальным уровнем развития более
представлены бетачастоты, а также более выражены изменения
при переходе от состояния покоя с закрытыми глазами к состоя-
нию покоя с открытыми глазами, что свидетельствует, по мнению
авторов, о более высокой лабильности нервных процессов и мо-
жет определять более высокий уровень их интеллектуальной ак-
тивности (106, 119).
|