Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 348 
Next page End  

80
которые установили четкие корреляции между психологическими
и электроэнцефалографическими явлениями. Они сопоставляли
данные  электроэнцефалограмм с независимо проводимыми тес-
тами Роршаха, Бурдона, Крепеллина, на основании которых дела-
лись заключения о работоспособности, реакциях личности на на-
пряжение, различные ситуации  и  отношения, установках и эмо-
ционально–волевых свойствах личности. Оказалось, что можно
сопоставлять типологические варианты электроэнцефалограмм и
психологических тестов.
Ряд данных, указывающих на  индивидуально–типичный  и 
стабильный характер ЭЭГ давно заинтересовал многих  исследо-
вателей и побудил их попытаться связать ее параметры с особен-
ностями психологической сферы индивида. За рубежом это тра-
диционно два направления: ЭЭГ и интеллект, ЭЭГ и личность
(темперамент).
Мы уже говорили о том, что исследование альфа–спектра
биоэлектрической активности позволило установить тесную связь
его с интеллектуальной деятельностью. Уже сегодня мы имеем ре-
зультаты исследований, которые позволяют устанавливать опре-
деленные корреляции между нейрофизиологическими и психоло-
гическими стратами.
У детей дошкольного и школьного возраста выраженность
ориентировочной  реакции  положительно коррелирует  с  интел-
лектом (H. D. Kimmel,  1981),  оперантной   обучаемостью   (J. R.
Cousins, 1976),  способностью к сосредоточению внимания (K. I.
van Hover, 1974). Более того, ориентировочная  реакция  у  3–
летних  детей значимо коррелирует с IQ в возрасте 9 лет (215).
Эти лонгитудинальные исследования, которые показали, что ве-
личина ориентировочной реакции в возрасте 3-х лет связана с 
умственными  способностями в 9–летнем возрасте, считаются
первым в психофизиологии случаем успешного прогноза разви-
тия психологической  переменной по уровню физиологической
переменной в более раннем возрасте.
У взрослых индивидуальные особенности ориентировочной
реакции  связаны  с  характеристиками  обучаемости,  способно-
стью к обобщению (I. Maltzman, 1971), когнитивными стилями (H.
S. Goldstein  et al., 1970; K. Dronsejko, 1972), особенностями
темперамента  (R. S. Neary,  Z. Zuckerman,   1976;   R. M. Stelmack,
Hosted by uCoz