95
идей, искаженно отражающих природу человека и ведущих к от-
рицательным социальнополитическим последствиям» (55).
К сожалению, не лучше обстоит дело и в российской фи-
лософии. Издание трудов русских религиозных философов на-
столько поразило отечественную «интеллигенцию» глубиной сво-
его содержания и фундаментальностью, эпичностью, даже космо-
логичностью мышления, что она как малый ребенок пошла за
большим дядей, напрочь забросив все свои материалистические
погремушки.
Из современных философов в большом фаворе Мамарда-
швили, который в результате своих исследований пришел к выво-
ду, что сознание локализуется не в голове, а между головами.
Дуализм, дихотомия души и тела, противопоставление фи-
зического, физиологического и психического, психологического,
богословские споры о Душе и Плоти, все это также интересно
как и старо. Я сам очень люблю русских религиозных философов
за их восторженность, детскую непосредственность, какуюто
исключительно милую наивность. Я очень люблю Соловьева и
Бердяева, Франка и Булгакова, Ильина и Шпета, я обожаю Лосева в
его академической шапочке с партитурой в руках размышляющего
о Вагнере, и я нисколько не против Веры, но до тех пор, пока эта
Вера не начинает заявлять свои права на меня и на то дело, кото-
рым я занимаюсь.
Давайте поставим все точки над «i». Там где есть Вера нет
Науки. Ученый имеет право доверять, но верить это, пожалуйста,
в храм божий. Как это понимать, когда психолог пишет: оптимис
тическая традиция Маслоу, Мэя, Роджерса, Фромма «основана на
вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало
человеческой природы, на его изначальной моральности и добро-
те, его альтруистической и коллективистической направленно-
сти» (67). Какая такая вера, позвольте спросить? Какое такое
«идеальное пространство личностного развития, личностного
роста» (49)?
Вера разрушает Знания, а Знания разрушают Веру. Более то-
го, там где есть Вера, нет места Знаниям, а там, где есть Знания,
нет места Вере. В этом нет ничего странного, страшного, трагично-
го, ужасного и, вообще, плохого. Это просто так. Ребенку и под-
|