96
ростку нужны Знания, старикам нужна Вера. Зрелые люди более
или менее удачно сочетают в себе и то и другое, но сами по себе
Знание и Вера несовместимы. Не может быть предмет Веры пред-
метом науки. Не может наука заниматься Духосферами, да еще
ставить все это как перспективу российской психологии зачем
же позориться. Так мы скоро начнем использовать математический
анализ для подсчета количества чертей на острие иглы. Есть мо-
настыри, есть кельи там вам и Духовный подвиг и Духовное раз-
витие, и сухие косточки и впалая грудь.
И есть психология наука, которая изучает среди прочего и
психологические причины и механизмы Веры (вспомним Фрей-
да), но никак не атрибуты Веры. И для Веры в этом нет ничего
обидного. Психология может изучать, к примеру, либидозную по-
доплеку творчества, но категории искусства (прекрасное, ужасное,
трагичное, комичное, возвышенное и т.д.) предмет эстетики, а не
психологии. Есть психология искусства, которая не собирается
отменять эстетику. Есть эстетика самоубийства, которая не собира-
ется отменять суицидологию.
Если для религии дихотомия души и тела первичный
принцип, обеспечивающий веру в возможность посмертного воз-
рождения, то для психологии такой дихотомии не существует.
Психическая деятельность есть функция высокоорганизованной
материи, головного мозга и подчиняется в своих динамических,
если не содержательных аспектах, онтогенезу. «Мы являемся ор-
ганизмами, мы не имеем организма, писал Ф. Перлз, мы явля-
емся здоровым единством» (199). Стареет организм стареет лич-
ность. Умирает организм умирает личность.
5
Биологический базис личности настолько очевиден, что ты-
сячелетия назад умные люди не спорили об экстракорпоральных
блужданиях Духа, а изучали обусловленность психической дея-
тельности человека организмическими процессами. То, что мозг
является местоположением ментальных функций, было известно
древним египтянам еще в 1550 году до нашей эры. Об этом свиде-
тельствует «Папирус Смит» (130). Судя по тому, что психиче-
ские процессы после этого помещали еще в разные места, умных
|