Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 200 
Next page End  

ассоциаций: «светлый - чистый - умный - белый» и «темный - грязный - глупый - ниггер». Следствием,
особенно для тех негров, которые покинули убогий приют южных семей, часто было чрезвычайно
поспешное и суровое воспитание чистоплотности, подтверждаемое биографиями чернокожих
писателей. Все происходит так, как если бы наведением чистоты можно было достичь белой
идентичности. Сопутствующее разрушение иллюзий передается на фаллическо-локомоторной стадии,
когда ограничения в отношении того, девочку какого цвета кожи можно представлять в своих
фантазиях, мешают свободному переносу первоначальной нарциссической чувственности в
генитальную сферу. Формируются три идентичности: 1) орально-чувственный «малыш-медок» матери
или няни-негритянки: нежный, экспрессивный, ритмичный; 2) порочная идентичность грязного,
анально-садистического, фаллического насильника - «ниггера»; 3) чистый, анально-компульсивный,
сдержанный, дружелюбный, но всегда грустный «негр белого человека».
Так называемые благоприятные возможности, предлагаемые негру-переселенцу, часто
оборачиваются лишь более хитроумным вариантом лишения свободы - «только для черных»,
подвергающим опасности его исторически успешную идентичность (идентичность раба) и не
способным обеспечить реинтеграцию вышеупомянутых фрагментов другой идентичности. Эти
фрагменты становятся доминирующими в форме расовых карикатур, которые подчеркиваются и
стереотипизируются индустрией развлечений. Уставший от своей собственной карикатуры, цветной
индивидуум часто уходит в ипохондрическую недееспособность
-
состояние, представляющее собой
аналогию подчиненному положению и относительной безопасности строгого ограничения в южных
штатах; иначе говоря, в этих условиях он совершает невротическую регрессию к эго-идентичности
раба.
Я уже упоминал о том, что нечистокровные индейцы в районах, где им едва ли когда-нибудь
приходилось видеть негров, говорят о своих чистокровных братьях как о «черномазых», тем самым
показывая силу господствующих национальных образов, которые служат контрапунктом идеальных и
порочных образов в инвентаре доступных прототипов. Ни один человек не может избежать этой
оппозиции образов, которая распространяется повсюду: среди мужчин и женщин, большинств и
меньшинств, вообще всех классов данной национальной или культурной единицы. Психоанализ
доказывает, что бессознательная порочная идентичность (смесь всего того, что вызывает негативную
идентификацию, - то есть желание не походить на это) состоит из образов изнасилованного
(кастрированного) тела, этнической аут-группы и эксплуатируемого меньшинства. Поэтому типичный
настоящий мужчина может - в своих сновидениях и предрассудках - оказаться смертельно напуганным
так или иначе проявляющейся сентиментальностью женщины, покорностью негра или
интеллектуальностью еврея. Ибо эго, в ходе своих синтезирующих усилий, пытается категоризовать
порочные и идеальные прототипы (соперников-финалистов, так сказать), а с ними и все существующие
образы высшего и низшего, хорошего и плохого, маскулинного и феминного, свободного и рабского,
потентного и импотентного, прекрасного и безобразного, быстрого и медленного, высокого и низкого, в
форме простой альтернативы, чтобы увидеть одно сражение и одну стратегию в сбивающих с толку
перестрелках между многочисленными мелкими отрядами.
Тогда как дети могут считать, что цветные стали темными из-за какого-то загрязняющего
процесса, цветные могут считать белых обесцвеченными цветными. В обоих случаях присутствует идея
стирающегося слоя.
«Все народы родились черными, ну а те, что стали белыми, так у них просто ума было побольше.
Пришел Ангел Господень и сказал всем собраться на четвертую пятницу в новолуние и омыть себя в
Иордане. Он объяснил им, что все они станут белыми, а завитки их волос распрямятся. Ангел долго
поучал их, но эти глупые черномазые не вняли его словам. Ангел ничему не может научить
черномазого. Когда наступила четвертая пятница, лишь немногие из них вошли в реку и принялись
оттирать себя. Воды в реке было очень мало. Это вам не старушка Миссисипи; хоть и была она рекой
Господа, воды в ней было не больше, чем в ручье. Вы бы только видели, как толпа черномазых,
усевшихся у изгороди, потешалась над теми, кто начал мыться. Гоготала и отпускала крепкие шутки.
Черномазых собралось больше, чем вам когда либо приходилось видеть в Виксбурге, когда туда
приезжает цирк.
Те же, кто вошел в реку, все скребли и мыли себя, особенно свои волосы, чтобы они
распрямились. Старая тетушка Гринни Грэнни, прабабка всех этих черномазых, целый день просидела
на бревне, поедая сыр с печеньем да понося тех, кто мылся. Когда стало быстро темнеть, она вскочила и
захлопала в ладоши: «Бог - свидетель! Эти черномазые белеют!» Гринни Грэнни сдернула с головы
косынку и кубарем скатилась по берегу мыть свои волосы, а за ней и все эти глупые черномазые.
Hosted by uCoz