Однако всю воду уже израсходовали, осталось лишь чуть-чуть на самом дне, только чтобы смочить
ладони да. подошвы. Вот почему у ниггера эти места белые».» [Members of the Federal Writers' Projects,
Phrases of the People, The Viking Press, New York, 1937.]
Здесь фольклор использует фактор, являющийся общим как для расовых (одинаково
разделяемых белыми и черными) предрассудков, так и для сексуальных предрассудков (так же
разделяемых, глубоко внутри, и мужчинами, и женщинами). Предполагается, что так уж случилось, что
этим дифференцирующим фактором, будь то более темный цвет кожи или немужская форма гениталий,
наделено меньшее количество людей, по оплошности или в наказание; и к нему более или менее
откровенно относятся как к позорному пятну.
Конечно, негры - это лишь самый вопиющий пример американского меньшинства, под
давлением традиции и вследствие ограничения возможностей вынужденного идентифицироваться с
порочными фрагментами собственной идентичности и тем самым ставящего под угрозу любое участие
в американской идентичности, может быть, даже заслуженное.
Таким образом то, что можно назвать пространством-временем эго индивидуума, сохраняет
социальную топологию среды его детства, а также образ собственного тела с его социальными
коннотациями. Весьма важно изучать и то, и другое, чтобы установить взаимосвязь истории детства
пациента с историей оседлого проживания его семьи в прототипических (восточных), «отсталых»
(южных) или «передовых» (западные и северные границы) областях, по мере того, как эти области
инкорпорировались в американский вариант англосаксонской культурной идентичности; с миграцией
его семьи из, через и в области, которые в различное время, возможно, олицетворяли собой оседлый и
кочующий полюса развивающегося американского характера; с обращением семьи в ту или иную веру,
либо с вероотступничеством и классовыми последствиями всего этого; с бесплодными попытками
достичь уровня жизни какого-то определенного класса и утратой или добровольным оставлением
такого уровня. Наиболее важным является тот отрезок семейной истории, который обеспечивает самое
современное и устойчивое чувство культурной идентичности.
Все это поражает нас количеством опасностей, подстерегающих группу-меньшинство
американцев, которые, успешно пройдя выраженную и находящуюся под надлежащим контролем
стадию автономии, вступают в высшей степени решающую стадию американского детства: стадию
инициативы и трудолюбия. Как уже указывалось, менее американизированные группы-меньшинства
часто обладают привилегией наслаждаться более чувственным ранним детством. Кризис наступает,
когда их матери, теряя веру в себя и прибегая к поспешным коррективам, чтобы приблизиться к
неясному, но всепроникающему англосаксонскому идеалу, создают резкие разрывы; или где дети
фактически сами научаются отказываться от своих чувственных и склонных к гиперпротекции матерей
как от соблазнов и препятствий на пути к формированию более американской личности.
В целом можно сказать, что американские школы успешно справляются с проблемой воспитания
приготовишек и учащихся младших классов в духе уверенности в своих силах и предприимчивости.
Дети этого возраста кажутся в высшей степени свободными от предрассудков и опасений, как бы ни
были они поглощены ростом и учением, да и новыми удовольствиями общения вне своих семей. И это,
чтобы предупредить чувство личной неполноценности, должно приводить к надежде на
«промышленную ассоциацию», на равенство со всеми теми, кто искренне отдает свои силы и умения
учению. С другой стороны, индивидуальные успехи лишь ставят теперь открыто поощряемых детей
смешанного происхождения и отчасти отклоняющихся дарований под удар американского
подростничества: стандартизации индивидуальности и нетерпимости к «различиям».
Мы уже говорили, прочная эго-идентичность не может появиться и существовать без доверия
первой оральной стадии; и она также не может стать полной без перспективы осуществления, которая
от доминирующего образа взрослости уходит к истокам младенчества и которая, благодаря ощутимым
признакам социального здоровья, вызывает нарастающее ощущение силы эго. Поэтому, прежде чем
приступить к дальнейшему рассмотрению современных проблем идентичности, мы должны осознать
место идентичности в цикле человеческой жизни. В следующей главе как раз и представлен перечень
качеств эго, которые появляются в критические периоды развития, - или перечень критериев
(идентичность - это первый), относительно которых индивидуум демонстрирует, что его эго, на данной
стадии, обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и работы организма со
структурой социальных институтов.
Глава 7. Восемь возрастов человека
|