страдание и интернализовать удовольствие - намерение, которое со временем должно уступить
свидетельству созревающих (органов) чувств и, в конечном счете, доводам рассудка. Эти механизмы
обыкновенно восстанавливаются в правах среди взрослых в периоды острых кризисов любви, доверия и
веры и могут служить отличительным признаком отношения к соперникам и врагам у большей части
«зрелых» индивидуумов.
Решительное введение прочных образцов разрешения нуклеарного конфликта «базисное доверие
против базисного недоверия» в самое существование есть первая задача эго и, следовательно, прежде
всего задача материнского ухода за ребенком. Однако скажем сразу, что, по-видимому, степень
доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит не от абсолютного количества
пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от качества материнских отношений с ребенком.
Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое
сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством
верности в пределах полномочий, вверенных им свойственным данной культуре образом жизни.
Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее
объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него «все в порядке», во-вторых, что он является самим
собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть. Поэтому, в
известных границах, заранее определенных как «должное» в уходе за ребенком, ни на этой, ни на
последующих стадиях почти не существует фрустраций, которые растущий ребенок не может вынести,
если фрустрация ведет к вечно обновляемому опыту переживания большей тождественности и
непрерывности развития, к конечной интеграции индивидуального жизненного цикла с расширяющейся
принадлежностью к значимым социальным группам и контекстам. Родители должны не только
управлять поведением ребенка посредством запрещения и разрешения, но также уметь передать ему
глубокое, почти органическое убеждение, будто в том, что они делают, есть определенное значение. В
конечном счете, дети становятся невротиками не из-за фрустраций как таковых, а из-за отсутствия или
утраты социального значения в этих фрустрациях.
Но даже при самых благоприятных обстоятельствах эта стадия, по-видимому, вносит в
психическую жизнь ощущение внутреннего раскола и всеобщей тоски по утраченному раю (и
становится прототипической для этих чувств). Именно такой могучей комбинации чувств лишенности,
разделенности и покинутости на всем протяжении жизни и должно противостоять базисное доверие.
Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносятся с
одним из базисных элементов общества, по той простой причине, что цикл человеческой жизни и
институты человека эволюционировали вместе. В этой главе, после описания каждой стадии, мы можем
лишь упомянуть о том, какой базисный элемент социальной организации с ней связан. Такая связь
всегда носит двусторонний характер: человек привносит в эти институты остатки детской ментальности
и юношеского пыла, а от них (пока они умудряются поддерживать собственную актуальность) получает
подкрепление своих детских приобретений.
Родительская вера, которая поддерживает появляющееся у новорожденного базисное доверие, на
всем протяжении истории искала свою институциональную охрану (и, случалось, находила своего
сильнейшего врага) в организованной религии. Доверие, рожденное заботой, является по сути пробным
камнем действительности данной религии. Всем религиям свойственны следующие черты:
периодическая, по-детски непосредственная капитуляция перед Поставщиком (Кормильцем) или
поставщиками, которые раздают как земное богатство и удачу, так и духовное здоровье; демонстрация
ничтожности человека с помощью покорной позы и смиренных жестов и мимики; признание в молитве
и пении проступков, пагубных мыслей и дурных намерений; пламенный призыв к внутреннему
объединению (unification) под божественным водительством и, наконец, постижение того, что личное
доверие должно стать общей верой, а личное недоверие - выраженным в виде общей формулы грехом,
тогда как восстановление и укрепление индивидуума должно стать частью ритуальной практики
многих, а также знаком доверительной атмосферы в данном конкретном обществе.
[Это и составляет
коммунальную и психологическую сторону религии. Ее часто парадоксальное отношение к духовности
отдельного человека представляет собой вопрос, который невозможно обсудить кратко и мимоходом
(см. Young Man Luther). - Э. Г. Э.] Ранее мы проиллюстрировали, как племена, имеющие дело с одним
сегментом природы, развивают коллективную магию, которая, по-видимому, так «ведет переговоры» со
сверхъестественными Поставщиками пищи и удачи, как если бы они были разгневаны и их необходимо
было умилостивить молитвой и самоистязанием. Первобытные религии, самый первозданный пласт во
всех религиях и религиозный пласт в каждом индивидууме, изобилуют попытками искупления, которые
призваны компенсировать смутные прегрешения против «материнского рая» (maternal matrix) и
|