Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 200 
Next page End  

угрожающую индивидууму и обществу в тех случаях, когда школьник начинает чувствовать, что цвет
кожи, происхождение родителей или фасон его одежды, а не его желание и воля учиться будут
определять его ценность как ученика, а значит и его чувство идентичности,
которым мы
непосредственно займемся в следующем разделе. Но существует и другая, более фундаментальная
опасность - ограничение человеком самого себя и сужение своих горизонтов до границ поля своего
труда, на который, как сказано в Библии, он был осужден после изгнания из рая. Если он признает
работу своей единственной обязанностью, а профессию и должность - единственным критерием
ценности человека, то может легко превратиться в конформиста и нерассуждающего раба техники и ее
хозяев.
5. Идентичность против смешения ролей
С установлением добрых исходных отношений с миром навыков и инструментов и с
наступлением пубертатного периода, детство в узком смысле слова подходит к концу. Начинается
отрочество, а затем и юность. Но в отрочестве и ранней юности все тождества и непрерывности, на
которые эго полагалось до этого, снова в той или иной степени подвергаются сомнению вследствие
интенсивности физического роста, соизмеримого со скоростью роста тела ребенка в раннем возрасте,
усугубляемой добавившимся половым созреванием. Растущих и развивающихся подростков,
сталкивающихся с происходящей в них физиологической революцией и с необходимостью решать
реальные взрослые задачи, прежде всего заботит то, как они выглядят в глазах других в сравнении с их
собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, развитые и ценимые
ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства
тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений
прошлых лет, даже если для этого им требуется назначать вполне приличных людей на роли своих
противников. И они всегда готовы к официальному признанию прочных идолов и идеалов в качестве
стражей финальной идентичности.
Интеграция, теперь уже имеющая место в форме эго-идентичности, есть нечто большее, чем
сумма детских идентификаций. Она представляет собой накопленный опыт способности эго
интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из
задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями. В таком случае чувство
идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и
непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и
непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры».
Опасность этой стадии заключается в смешении ролей.
[См. «The Problem of Ego-Identity», J.
Amer. Psa. Assoc.,
4:56-121.] Там, где в его основе лежит сильное предшествующее сомнение в
собственной половой идентичности, не редки делинквентные и психотические эпизоды. Если ставится
точный диагноз и применяется адекватное лечение, эти случаи не имеют того фатального значения,
которое они получают в другие периоды жизни. Однако в большинстве случаев жизнь отдельных
молодых людей нарушает неспособность установить именно профессиональную идентичность. Чтобы
сохранить себя от распада, они временно сверхидентифицируются (до внешне полной утраты
идентичности) с героями клик и компаний. Это кладет начало периоду «влюбленности», никоим
образом, даже первоначально, не имеющей сексуальной подоплеки, за исключением тех случаев, когда
нравы требуют сексуальных отношений. В значительной степени юношеская любовь - это попытка
добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного
эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему так много в
юношеской любви разговоров.
Кроме того, молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и
грубо отвергать всех «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением и уровнем
культуры, вкусами и дарованиями, а часто - забавными особенностями одежды, макияжа и жестов,
временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать (что не означает
мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против «помрачения» сознания
идентичности. Ибо подростки, формируя клики и стереотипизируя себя, свои идеалы и своих врагов, не
только помогают друг другу временно справляться с тяжелым положением, в которое они попали, но к
тому же извращенно испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому
испытанию объясняет также и ту привлекательность, которую простые и жестокие тоталитарные
доктрины имеют для умов молодежи тех стран и социальных классов, где она утратила или утрачивает
Hosted by uCoz