обсуждения морального, идеологического и этического чувства в развитии человека, см.:
«The Golden
Rule and the Cycle of Life», Harvard Medical Alumni Bulletin, December, 1962). - Э. Г. Э.]
Глава 9. Легенда о детстве Гитлера
Самыми жестокими эксплуататорами борьбы нации за спасение идентичности были Адольф
Гитлер и его сообщники, на протяжении десятилетия оказавшиеся бесспорными политическими и
военными хозяевами великого, трудолюбивого и старательного народа. Чтобы не дать этим
специалистам по дешевым обещаниям превратиться в угрозу для всей западной цивилизации, были
мобилизованы объединенные ресурсы промышленных государств всего мира.
В настоящее время Запад предпочел бы проигнорировать тот знак вопроса, который своим
существованием бросает вызов идее линейного прогресса. Запад надеется, что после некоторой
подкормки и наведения порядка окупационными войсками эти же самые немцы снова станут легко
приручаемыми, добропорядочными потребителями, что они вновь обретут стремление к Kultur
[Культура (нем.). Сохраняя в русском тексте немецкие слова, мы следуем оригиналу. По-видимому,
таким способом Эриксон пытался отметить ключевые понятия в ментальности немцев того времени. -
Прим. пер.] и навсегда забудут некогда охватившее их (в очередной раз) военное безрассудство.
Люди доброй воли должны верить в психологические, равно как и в экономические чудеса.
Однако я не думаю, что мы улучшаем шансы человеческого прогресса в Германии или еще где-либо,
забывая слишком быстро то, что произошло. Скорее, наша задача как раз в том, чтобы признать: черный
миракль нацизма был всего лишь немецкой версией - великолепно спланированной и столь же
великолепно проваленной - универсальной возможности нашей эпохи. Эта тенденция сохраняется, и
призрак Гитлера рассчитывает на нее.
Ибо народы, как и отдельные люди, определяются не только их высшей точкой цивилизованного
достижения, но и точкой наименьшего сопротивления их коллективной идентичности; фактически они
определяются дистанцией между этими точками и ее качеством. Национал-социалистическая Германия
послужила ясной иллюстрацией тому, что развивающаяся цивилизация потенциально подвергается
опасности со стороны своего собственного прогресса, поскольку он раскалывает древнюю совесть,
угрожает незавершенным идентичностям и высвобождает деструктивные силы, которые в это время
могут рассчитывать на бесчувственную действенность сверхуправителей. Поэтому я возвращусь на
один шаг назад в нашей истории и воссоздам здесь несколько формулировок, составленных рабочим
органом правительства США в самом начале Второй мировой войны при подготовке к прибытию (какая
самонадеянность!) первых военнопленных-нацистов. Некоторые из этих формулировок, возможно,
выглядят уже устаревшими. Однако представленные здесь психологические проблемы не из тех, что
исчезают за ночь - будь то в самой Германии или в Европе, центром которой она является. Во всяком
случае, история учит только тех, кто не слишком спешит забывать. Я
выберу в качестве своей темы
самую сентиментальную, самую чарующую мелодию «Коричневого Дудочника»: сообщение о его
детстве в «Майн Кампф».
«В этом маленьком, баварском по крови и австрийском по подданству городке на реке Инн,
озаренном светом немецкого мученичества, жили в конце восьмидесятых годов прошлого века мои
родители: отец - преданный государству чиновник, и мать, посвятившая себя заботам о доме и детях с
неослабным любящим вниманием».
[Adolf Hitler, Mein Kampf,
Reynal & Hitchcock edition, New York,
1941, by arrangement with Houghton-Mifflin Company.]
Структура предложения и его тональность указывают на то, что нам предстоит услышать
волшебную сказку. Фактически, мы и проанализируем ее со стороны современной попытки создать
миф. Но миф, будь он древним или современным, не есть ложь. И бесполезно пытаться доказывать, что
он не имеет под собой фактической основы, как и заявлять, что его вымысел есть плутовство и вздор.
Миф смешивает исторический факт и значимый вымысел таким образом, что эта смесь «звучит
искренне» для какой-то области или эпохи, вызывая благочестивое изумление и пылкое стремление
достичь желанной цели. Затронутые им люди не станут оспаривать истинность или логику; ну, а те
немногие, которым не удалось избежать сомнения, найдут свой рассудок парализованным. Поэтому
изучать миф критически - значит анализировать его образы и темы в связи с затрагиваемой областью
культуры.
1. Германия
|