удерживать предметы, младенец разжимает и сжимает кулачок, когда его правильно стимулируют.) Его
тактильные рецепторы также, по-видимому, воспринимают приятное на ощупь.
Однако все эти готовности весьма уязвимы. Чтобы его первый личный опыт (experience) мог не
только поддерживать, но и содействовать координации его чувствительного дыхания и метаболических
и циркулярных ритмов, «питание» его органов чувств должно иметь правильную интенсивность и
происходить в надлежащее время. В противном случае его открытость мгновенно сменяется диффузной
защитой. Тогда, хотя и совершенно ясно, что должно происходить для поддержания жизни малыша
(необходимый минимум питания) и что не должно происходить, дабы он не умер или не получил
сильной задержки в росте (допустимый максимум фрустрации), существует увеличивающаяся зона
свободы в отношении того, что может происходить. Различные культуры широко используют свои
прерогативы решать, что считать рентабельным, а что - совершенно необходимым. Некоторые народы
считают, что малыша, дабы он не выцарапал себе глаза, обязательно нужно туго пеленать в течение
большей части суток на протяжении большей части первого года жизни, а также, что его следует качать
или кормить всякий раз, когда он захнычет. Другие полагают, что малыш должен почувствовать
свободу своих строптивых конечностей как можно раньше, и уж «конечно» его следует заставлять
ждать кормления до тех пор, пока он буквально не побагровеет от крика. Все это зависит от главной
цели и устройства культуры. Как будет показано в следующей главе, в произвольном с виду
многообразии культурного обуславливания
есть, по-видимому, внутренняя мудрость или, по крайней
мере, неосознаваемая спланированность; фактически гомогенные культуры обеспечивают в более
поздней жизни противовесы тем самым желаниям, страхам и вспышкам ярости, которые они
провоцировали в детстве. Тогда то, что «хорошо для ребенка», что может происходить с ним, будет
зависеть от того, кем он обязан стать и где.
Однако хотя модус инкорпорации и господствует на этой стадии, не лишне знать о том, что
функционирование любых телесных зон с впускно-выпускными отверстиями требует наличия всех
модусов в роли вспомогательных способов. Поэтому на первой инкорпоративной стадии имеет место
сжимание челюстей и десен (второй инкорпоративный модус), отрыгивание и сплевывание
(элиминативный модус), а также - смыкание губ (ретентивный модус). У энергичных малышей можно
даже заметить общую интрузивную
[Интрузия (от лат. intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во
что-либо. - Прим. пер.] тенденцию всего шейно-головного отдела - стремление прикрепиться к соску и
как бы вжаться в материнскую грудь (орально-интрузивный модус). Любой из этих вспомогательных
модусов может быть особенно ясно выраженным у одних и оказаться едва заметным у других детей;
значит, и здесь такие модусы имеют возможность перерасти в практически господствующие из-за
недостатка или утраты взаимного регулирования с источниками пищи и орального наслаждения.
Взаимодействие одной зоны со всеми модусами схематически изображено в первом слое нашей
карты (рис. 1). Каждый большой круг символизирует целый организм. Внутри него мы различаем три
зоны: (a) - «орально-сенсорную», которая включает лицевые отверстия и верхний отдел органов
питания; (b) - «анальную», то есть выделительные органы, и (c) - гениталии. (Особое значение здесь
придается неврологической связности, а не анатомической близости: уретральный тракт, например, -
это и часть анальной, и часть генитальной зоны, в зависимости от задействованных иннерваций).
Рис. 1
Каждый маленький кружок символизирует модус органа:
1 = инкорпоративный 1
2 = инкорпоративный 2
3 = ретентивный
4 = элиминативный
5 = интрузивный
На первой оральной стадии (I) первый инкорпоративный модус доминирует в оральной зоне.
Однако мы предпочитаем называть эту стадию орально-респираторно-сенсорной,
потому что первый
инкорпоративный модус в данное время преобладает в поведении всех этих зон, включая кожный
|