словом «понять» я имею в виду, что читатель сможет проверить свои знания и лексикон на моей
фразировке данной проблемы. Ибо по самой природе этой проблемы ее описание и оценки должны
различаться от наблюдателя к наблюдателю и от периода к периоду. Исходя из наших собственных
наблюдений и мы пытаемся составить карту-схему порядка и хода релевантных событий.
События какого рода мы хотим нанести на карту? Насколько «нормативны» (в статистическом
смысле) эти события? Насколько диагностичны и прогностичны наши карты?
Давайте рассмотрим нормативное поведение маленького мальчика перед зеркалом, изучаемое
Гезеллом.
[Arnold Gesell, «An Atlas of Infant Behavior», Vol. I, Yale University Press, New Haven,
1934.]
Исследователь, намеревающийся изучить «перцептуальное, интеллектуальное и приспособительное
поведение» ребенка в возрасте 56 недель, поднимает («умеренно решительным движением») занавеску
с настенного, в полный рост зеркала, перед которым помещен ребенок.
Отмечается, что обнаженный маленький мальчик попеременно рассматривает свое изображение
и изображение исследователя, наклоняется вперед, шлепает ладошкой по зеркалу, становится на
колени, приближается и отодвигается от зеркала, «прикасается к зеркалу ртом», резко отстраняется и т.
д. Арнольд Гезелл однажды показал мне серию оригинальных фотографий, не включенных в «Атлас»,
где было ясно видно, что пенис мальчика находился в состоянии эрекции. Однако этот эпизод
сексуального поведения, хотя и отнюдь не анормальный, не имеет ничего общего с
последовательностью эпизодов, снятых в качестве нормативных. Такое поведение «не приглашалось»
на
этот тест, или, если можно так выразиться, явилось без приглашения в чистую и непорочную
компанию. Оно кажется неуместным по культурным соображениям, потому что к тому времени, когда
зоологи вторглись в сферу человеческой сексуальности, мы не экспериментировали с сексуальностью.
Оно кажется неуместным и по соображениям систематичности, так как такое сексуальное поведение
случается, но не по графику. В определенной ситуации оно может появиться, а может и не появиться;
следовательно, оно «ненормативно». Но если такое поведение все же случается, да еще в неподходящий
момент, когда кто-то поблизости (мать, гувернантка) считает, что такого не должно быть, то оно может
(а может и не) вызвать у наблюдавшего сильнодействующую реакцию, состоящую, возможно, просто в
необычном или смущенном изменении голоса, либо в обычном, распространенном отношении. Это
может (а может и не) коснуться человека или совпасть с циклом жизни, который придаст данному
событию решающее значение в отношении ребенка к себе, сексу, миру. И если такое случится, то
психоаналитику могут потребоваться многие месяцы на реконструкцию, для которой любые
нормативные схемы оказываются бесполезными. Ибо этот пункт поведения касается области тела,
богато наделенной нервными окончаниями и снабжаемой постоянно усложняющимися коннотациями
через реакции обратной связи со стороны окружающей среды.
В таком случае то, что мы должны попытаться нанести на карту, представляет собой примерную
последовательность стадий, во время которых, согласно клиническим и обыденным знаниям, нервная
возбудимость, а также координация «эрогенных» органов и избирательной реактивности значимых
людей в окружении ребенка легко могут вызывать решающие (по последствиям) столкновения.
3. Зоны, модусы и модальности
А. Рот и органы чувств
Первое такое столкновение случается, когда новорожденного, лишившегося теперь симбиоза с
материнским телом, прикладывают к груди. Его врожденная и более-менее координированная
способность регулярно принимать пищу через рот отвечает более-менее координированной
способности и интенции груди, матери и общества кормить и заботиться о нем. На этой стадии
младенец живет и любит посредством рта, тогда как его мать живет и любит посредством груди. У нее
это сильно зависит от любви других, в которой она может
не сомневаться, от самооценки,
сопровождающей акт кормления, и - от реакции новорожденного. Для него же оральная зона - только
центр первого и генерального модуса приближения, именно, инкорпорации.
[Инкорпорация (лат.
incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -
Прим. пер.]
Сейчас младенец зависит от
доставки всех видов «материи» к рецептивным входам своего организма. По меньшей мере в течение
нескольких недель он способен реагировать лишь там и тогда, где и когда вещество вводится в его поле
действия. Так же как теперь малыш расположен и способен сосать подходящие объекты и глотать
любую подходящую жидкость, ими выделяемую, вскоре он оказывается готовым и способным
«вбирать» («take in») глазами то, что попадает в его зрительное поле. (Как если бы он был почти готов
|