Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 200 
Next page End  

абсолютно негибкой адаптации. Мы используем такое знание для обучения страдающего индивидуума
находить место в своей культурной среде или для критики системы воспитания за то, что она
подвергает опасности слишком многих людей, требуя от них чрезмерной уступчивости, и тем самым
подвергает опасности самое себя.
Сиу, подобно другим примитивным народам, использовали сновидения в качестве руководства к
действию «власть предержащих», а также в целях предотвращения анархических тенденций. Но они не
дожидались сновидений взрослых для принятия мер к неправильному ходу развития детей; подростки
сиу уходили искать сновидения, а вернее, - видения, когда еще было время для того, чтобы
окончательно выбрать свой жизненный путь. Безоружным и голым, если не считать набедренной
повязки и мокасин, подросток уходил в прерию, подвергая себя действию солнца, опасности и голоду, и
там обращался к божеству, уверяя его в полном смирении и прося руководства. Оно обычно приходило
на четвертый день в форме видения, которое, будучи затем истолковано специальной комиссией
знатоков сновидений, поощряло подростка: а) особенно хорошо выполнять обычные дела: охотиться,
воевать, красть лошадей; б) вносить небольшие новшества в институты своего племени, придумывая
песню, танец или молитву; в) сделать что-то особенное, например, стать врачом или священником; или,
наконец, г) принять одну из тех немногих ролей, имеющихся в распоряжении закоренелых девиантов.
Вот пример: один человек, убежденный в том, что видел Птицу Грома, сообщил об этом
советникам, и с этого времени во всех общественных мероприятиях исполнял роль «beyoka».
Он был
обязан вести себя как можно глупее и смешнее до тех пор, пока советники не сочли его исцелившимся
от проклятия. Уисслер описывает следующий поучительный случай beyoka у подростка:
«Однажды, в самом начале года (мне было тогда около тринадцати лет), солнце стояло низко,
надвигался дождь с грозой, и моя родня укрылась в лагере из четырех типи. Мне привиделось, будто
вся наша семья вместе с отцом сидела в типи, когда молния ударила прямо в середину их тесного круга.
Все были оглушены. Я очнулся первым. Где-то поблизости от лагеря громко кричал сосед. Меня всего
скрючило, когда я начал приходить в себя. Подошло время выводить лошадей, что я и сделал.
По мере того, как я окончательно приходил в себя, я начал понимать, что произошло, и что в
связи с этим мне придется пройти церемонию beyoka,
когда полностью оправлюсь. Громкий голос
вестника сообщил мне об этом, но я не уверен, что это было на самом деле. Я знал, что мне
предназначено испытать beyoka.
Я что-то кричал самому себе. Затем я сказал отцу, что видел Птицу
Грома. «Что ж, сын, - ответил он, - ты должен пройти этот путь до конца». Мне сказали, что я должен
быть beyoka. Если я не пройду эту церемонию до конца, то буду убит молнией. После этого я отчетливо
понял, что должен, соблюдая правила обряда, рассказать на церемонии именно то, что я пережил». [C.
Wissler, Societies and Ceremonial Associations in the Oglala Division of the Teton-Dakota,
Anthropological
Papers of the American Museum of Natural History, Vol. XI, Part I, New York, 1912.]
Как можно увидеть, было важно, чтобы «сновидец» преуспел в донесении до слушателей такого
впечатления от случившегося с ним во сне, которое совпадало бы с признаваемой формой явного
содержания сновидения и, кроме того, передавало бы потрясение рецепиента; в этом случае
предполагалось, будто высшие силы подали ему убедительный знак: они хотят, чтобы рецепиент
определенным образом спланировал или изменил ход своей жизни.
Искупление могло состоять из противоестественного поведения в течение установленного
периода или всей жизни, в зависимости от истолкования видения советниками. Абсурдная деятельность
требовала от невезучего сновидца быть либо просто смешным и безобидным, либо наводящим ужас.
Иногда ему даже выносили приговор убить кого-то. Друзья сновидца обычно убеждали его покориться
этому, ибо защита от злых духов была важнее сохранения отдельной жизни.
Те, кто хорошо знаком с присущими эго искусными приемами преодоления тревоги и вины, не
могут не признать в фиглярстве beyoka сходства с действиями детей, дурачащихся, унижающих свое
достоинство или иным путем наносящих себе ущерб, когда их пугает или мучает нечистая совесть.
Один способ избежать оскорбления богов - унизить или выставить себя в дурном свете перед
обществом. Когда у любого человека можно вынудить позволение дурачить его и смеяться над ним,
духи забывают обиду и прощают (возможно, даже аплодируют). Клоун с известной всем загадочной
грустью, равно как и радиокомик, наживающий капитал на собственных недостатках, служат
профессиональными разработками в нашей культуре этого защитного механизма. И среди индейцев сиу
почти презираемый beyoka мог оказаться настолько ловким в своем фиглярстве, что в конечном счете
мог стать вождем племени.
Другим могла присниться луна, бизон-гермафродит или женщина-двойник (the double-woman), и
таким образом они узнавали, что не должны больше следовать образу жизни, соответствующему их
Hosted by uCoz