Воспитание ребенка у индейцев сиу формирует прочную основу для этой системы
центробежности, создавая постоянный центр доверия, именно, кормящую и угождающую мать, а затем
регулируя вопросы прорезывания зубов, младенческого гнева и мышечной агрессии таким образом, что
предельно возможная степень свирепости провоцируется, направляется в социальное русло и, в
конечном счете, выпускается на добычу и врага. Мы полагаем, что имеем здесь дело не с простой
причинностью, а с взаимной ассимиляцией соматических, ментальных и социальных паттернов,
которые усиливают друг друга и делают культурный план жизни экономным и эффективным. Лишь
такая интеграция дает возможность чувствовать себя уютно в этом мире. Однако при пересадке в нашу
систему одно только проявление поведения, считавшегося некогда рациональным и аристократическим,
как то: пренебрежение собственностью и отказ состязаться, - ведет к выравниванию с самым нижним
слоем нашего общества.
7. Последующее изучение детства индейцев сиу
В 1942 году, спустя пять лет после наших с Микилом полевых исследований, Гордон Мак-
Грегор, работавший в 1937 году с нами в резервации, возглавил углубленное и обширное исследование
200 детей из Пайн Ридж. Оно было частью более широкого проекта изучения индейского воспитания,
предпринятого с целью собрать подробный материал о детстве и родовой личности в пяти племенах
американских
индейцев. Кадровое обеспечение и финансирование этого проекта осуществлялось
Чикагским университетом и Службой образования индейцев. Мак-Грегор и его группа имели
возможность (которой мы были лишены) наблюдать индейских детей в школьной и домашней
обстановке на протяжении всего года, причем участники проекта имели опыт наблюдения за другими
индейскими племенами, равно как и за белыми детьми, и к тому же располагали множеством
адаптированных тестов. Поэтому исследование Мак-Грегора может служить как образцом верификации
клинических впечатлений, так и научным отчетом о продвижении в данной области исследований.
Сначала я резюмирую данные, касающиеся ряда моментов традиционного воспитания ребенка,
которые, согласно отчету Мак-Грегора
[G. MacGregor, Warriors without Weapons,
University of Chicago
Press, 1946.], по-видимому, сохранились в той или иной форме, особенно у чистокровных или имеющих
незначительные примеси чужой крови индейцев - жителей резервации Пайн Ридж.
По сообщению Мак-Грегора, малышей сиу туго пеленают. Держа на руках, их легонько, но
непрерывно укачивают. Одних детей отнимают от груди уже в девять месяцев, других только в
тридцать шесть месяцев; большинство же из них расстается с грудью матери где-то между
одиннадцатью и восемнадцатью месяцами. Сосание пальца почти не встречается. Применение
«успокоителей»
[Аналогов соски. -
Прим. пер.] наблюдалось в трех случаях: один «успокоитель» был
куском резины, другой - куском свинины, третий - обычной сосиской. Привычка «щелкать ногтем
большого пальца по передним зубам» широко распространена у индейцев дакота. Щелкание зубами
(tooth-clicking) встречается преимущественно у женщин и девочек.
Взрослые с удовольствием и должным терпением следят за ранним развитием ребенка. Никто не
подгоняет малыша на пути овладения ходьбой и речью. С другой стороны, отсутствует детская речь
(baby talk) как таковая. Первый язык, которому учат ребенка, - это индейский язык прежних времен;
английский же до сих пор оказывается проблемой для многих детей, когда они поступают в школу.
Приучение к туалету совершается главным образом через подражание. Когда поблизости нет
белых, малыш расхаживает без повязки или трусов. Однако отмечается тенденция ускорять
формирование умения контролировать стул и точно обозначать участки для отправления естественных
надобностей.
Детей современных дакота заботливо приучают быть щедрыми. Им до сих пор дарят ценные
подарки, например, лошадей. Дети пяти, шести и семи лет дарят свободно - и с удовольствием. «Как-то
на похоронах, где много дарили, маленький мальчик из семьи умершего потратил свою единственную
монету в 10 центов на покупку порошкового лимонада, чтобы в соответствии с обычаем выставить
ведро оранжада для угощения приходящих навестить его семью мальчиков». Имущество иногда
убирают, но в остальном никак не защищают от детей - факт, воспринимаемый белыми людьми «с
недоумением и полным разочарованием».
Главные средства воспитания - предостеречь и пристыдить. Детям позволяют вопить от ярости:
«это сделает их сильными». Шлепки хотя и встречаются, но все-таки редко. Стыдят же ребенка все
сильнее, особенно если он продолжает дурно вести себя, причем и в семье взрослые выделяют в
качестве проступков прежде всего эгоизм и соперничество, стремление извлечь выгоду из трудного
|