положения других. Напряженные семейные ситуации гости предпочитают обходить на почтительном
расстоянии.
Маленькие мальчики (вместо игры с луком и стрелами, да костями бизона) увлечены арканами и
рогатками, и ради торжества духа охотника их поощряют гоняться за петухами и другими мелкими
животными. Девочки играют в куклы и посильно участвуют в ведении хозяйства.
К пяти-шести годам ребенок племени дакота уже сознавал, что в семье он нежно любим и
находится в полной безопасности. Какое-то разделение полов вступает в силу, но от обычая избегания
уже отказались, и это отмечается практически всеми наблюдателями как наиболее характерная
перемена. Лишь в парных танцах братья и сестры продолжают избегать друг друга.
В школе дети с большей примесью индейской крови учатся получать удовольствие от
состязания, и вообще школа используется как место встреч, когда семейные узы становятся тесными.
Все же многие выходят из соревнования, а некоторые совсем отказываются отвечать на вызов.
«Требование конкурировать в классе противоречит характеру ребенка дакота, и он осуждает
соперничающих детей среди своих товарищей». Это препятствие, в сочетании с неспособностью
говорить по-английски и боязнью белого учителя, приводит к частым случаям смущенного ухода в себя
или побегам. Ребенка не наказывают, когда он сбегает домой: его родители сами имеют обыкновение
бросать работу или покидать общину, когда испытывают растерянность или гнев.
Младшие мальчики бьют девочек больше, чем это обычно бывает в белых школах. Старших
мальчиков соревновательные игры, такие как бейсбол, могут иногда приводить в замешательство из-за
необходимости проявлять соревновательность. Однако среди мальчиков отмечается возросшая
тенденция драться яростно (теряя контроль над собой) как в школе, так и дома.
Старшие девочки до сих пор ведут себя с опаской по отношению к юношам и мужчинам,
путешествуют всегда в компании с другими девочками, отказываются ездить верхом и держатся
совершенно обособленно от мальчиков.
Школа-интернат, которая (по сравнению с домашней жизнью) оказывается местом материальной
роскоши и богатых возможностей для реализации разнообразных интересов, несет с собой самые
приятные годы в жизни индейского ребенка. Тем не менее, подавляющее большинство учеников
средней школы ее не заканчивают. Рано или поздно они начинают прогуливать уроки и, в конце концов,
бросают учебу навсегда. Причина - опять-таки состояние замешательства и растерянности в ситуациях,
где проблемы стыда и конкуренции, чистокровности и нечистокровности, мужского и женского стали
неразрешимыми из-за изменения нравов. Кроме того, длительное обучение, по-видимому, не сулит в
данном случае более определенной идентичности (или более гарантированного дохода).
Исключая годы экономического бума, повзрослевшие мальчики и девочки склонны оставаться в
резервации или возвращаться в нее. Вследствие полученного в раннем детстве воспитания, их родной
дом, вероятно, остается самым безопасным местом, несмотря на то, что школьные годы сделали
старшее и младшее поколение менее приемлемыми друг для друга. Узнав, что нужды можно избежать,
юноши уже не желают мириться с тем, чтобы их отцы оставались безработными или просто
бездельничали. Став более честолюбивыми, они порицают устойчивую тенденцию к зависимости от
правительства. Привыкшие теперь в большей степени к образу жизни белых, они находят постоянное
давление критических сплетен деструктивным, особенно в тех случаях, когда оно разрушает то
немногое, что им самим удалось ассимилировать из этого образа жизни. То, чему молодые люди
научились в школе, подготовило их к гомогенному развитию племенной реабилитации, которая
удерживается от кристаллизации соблазнами армейской службы, сезонного труда или работы на
заводах. Последние тенденции ставят индейских юношей перед проблемами беднейших белых селян и
цветных горожан. И только служба в армии придает новый блеск древней роли, да и то, когда выпадает
жребий побывать на войне.
Те, кто следует примеру своих учителей и поступает в колледж или готовится к должности
государственного служащего, как правило, ищут работу в других резервациях, дабы избежать двойной
морали, согласно которой их признают лучше подготовленными, но ожидают, что они будут молчать,
когда говорят их более опытные и старшие соплеменники. Таким образом община теряет своих
потенциальных лидеров. Молодые мужчины и женщины, отличающиеся цельной натурой и запасом
жизненных сил, появляются до сих пор, однако они составляют исключение. Заслуживающие доверия
новые модели для детей дакота еще не кристаллизовались.
Мы отметили в общих чертах то, что согласно исследования Мак-Грегора, осталось неизменным
в воспитании индейского ребенка. Теперь посмотрим, что изменяется.
Самое большое изменение в жизни дакота, вероятно, коснулось статуса семьи в целом: вместо
|