того чтобы служить укреплением самодостаточности, она стала прибежищем тех, кто ощущает себя
изолированным и неспособным.
Братские узы, по-видимому, остаются самой прочной связью: здоровой, допускающей легкую
замену и удобной для устройства и упрочивания общинных дел. А самыми слабыми, вероятно,
становятся взаимоотношения детей и отцов, не способных ничему научить сыновей и, фактически,
переставших быть образцами для подражания. Взамен мальчики стремятся заслужить похвалу от
сверстников. В среде девочек почти от всех старинных избежаний отказались или смягчили их до такой
степени, когда они оказываются лишь пустым актом уступчивости. Странная смесь уныния, гнева и,
опять-таки, стыда и смущения проникла в разрыв этих старинных уважительных отношений. Получение
образования и работы - это новые и сильные стремления, однако они, по-видимому, быстро
истощаются, так как не могут соединиться с любыми конкретными ролями и функциями. Дети
чувствуют то, что старшим хорошо известно, а именно (это мои слова): «Вашингтон», климат и рынок
делают любой прогноз невозможным.
В исследовании Мак-Грегора использовалась широкая «батарея» анкет и тестов с целью прийти
к формулировке конструкта «личность дакота». По утверждению Мак-Грегора это - сводный портрет,
который не изображает «личность какого-то одного ребенка
или личности большинства индейских
детей; о ней невозможно сказать, что она во всех своих элементах существует у кого-либо из детей, не
говоря уже об их большинстве». Я не буду оспаривать или обсуждать методологию данного
исследования, а лишь резюмирую некоторые его результаты, проливающие свет на внутреннюю жизнь
этих детей.
Следует сразу разделаться с одним вопросом, который, я уверен, многие читатели давно хотели
бы задать; так вот, интеллект детей дакота немного выше интеллекта белых детей. Однако их здоровье
соответствует здоровью непривилегированных белых деревенских детей. Хроническое голодание
определенно служит причиной апатии и, в значительной степени, медлительности и отсутствия
честолюбивых устремлений; гнетущая тяжесть жизни резервации также вызвана голодом. Хотя группа
Мак-Грегора после исчерпывающего изучения проблемы полагает, что общая апатия - настолько же
причина, насколько и следствие голода, ибо она обычно служила помехой инициативе и трудолюбию в
ситуациях, которые предоставляют возможности улучшить положение.
Результаты тестов тематического воображения и спонтанные истории, придумываемые детьми
племени дакота, отражают их образ мира. Нужно иметь в виду, что подобные тесты не содержат
вопросов типа «Каким ты видишь мир?» или «Как ты смотришь на происходящее?», поскольку
найдется немного взрослых, а еще меньше - детей, тем более индейских, знающих, что ответить.
Поэтому те, кто проводит тестирование, рассказывают историю, показывают сюжетную картинку или
листы с чернильными пятнами неопределенных очертаний и спрашивают: «Что ты здесь видишь?»
Такая процедура заставляет ребенка забывать о действительности, но тем не менее, бессознательно
выдавать свои действительные разочарования, желания и, прежде всего, базисную позицию (или
аттитюд) в отношении человеческого существования.
Дети индейцев дакота, как утверждают исследователи после тщательного количественного
анализа продуцированных тем и обнаруженных апперцепций, характеризуют мир как опасный и
враждебный. Нежные отношения в ранней семейной жизни вспоминаются с тоской по прошлому. В
остальном мир для них, по-видимому, почти не имеет определенности и значения. В рассказах детей
дакота персонажи не имеют имен, нет ясно очерченного действия и определенного исхода.
Соответственно, осторожность и негативизм оказываются
главными характеристиками высказываний
этой группы детей в целом. Их комплекс вины и гнева выражается в историях, сводящихся к мелочной
и тривиальной критике, бесцельному битью или импульсивному воровству, просто из мести. Подобно
всем детям, они любят истории, в которых можно уйти от настоящего, однако творческое воображение
ребенка дакота возвращается к временам до прихода белого человека. Фантазии о прежней жизни
«подаются детьми не как истории о былых подвигах и славе дакота, а как рассказы о том приятном, что
может возвратиться, дабы компенсировать лишения и страхи настоящего». В рассказах детей действие
большей частью инициируется другими, и обычно - это необдуманное, ненадежное и враждебное
поведение, ведущее к дракам и уничтожению игрушек и имущества и вызывающее у рассказчика
печаль, страх и гнев. Действие, принадлежащее рассказчику, почти всегда приводит к драке, порче
имущества, нарушению правил и воровству. Животные также изображаются дерущимися, и не только в
традиционных случаях гремучих змей, бродячих собак и злобных быков, но и в случае лошадей, с
которыми эти дети в действительности учатся обращаться довольно рано и с удовольствием. По частоте
тем тревога по поводу смерти других людей, их болезни или отъезда занимает второе место, уступая
|