все это: их эго бессильно.
Вы захотите узнать, как сложилась дальнейшая жизнь Джин? Когда Джин стала старше, разрыв
между ее возрастом и поведением оказался настолько заметным, что общение с детьми ее возрастной
группы стало невозможным. Возникли другие трудности, которые вынудили прервать, по крайней мере
на какое-то время, ее обязательное специальное обучение. Она быстро растеряла то, что приобрела за
годы героических усилий своей матери. Позже ее лечение было продолжено в лучшем стационаре под
руководством одного из самых увлеченных и творческих детских психиатров в этой специфической
области.
Роль, которую «материнское отвергание» или особые обстоятельства оставления ребенка играют
в таких заболеваниях, как случай Джин, все еще составляет предмет спора. Я полагаю, следовало бы
принимать во внимание, что эти дети могут очень рано и едва заметно ослаблять ответную реакцию на
взгляд, улыбку и прикосновение матери; то есть они обнаруживают изначальную сдержанность,
вызывающую, в свою очередь, непреднамеренный уход матери. Трюизм, согласно которому исходную
проблему нужно искать во взаимоотношениях «мать - ребенок», имеет силу лишь в том случае, если эти
взаимоотношения трактуются как эмоциональный пулинг, способный
не только умножать
благополучие обоих партнеров, но и подвергать их опасности, когда связь ослабевает или прерывается
помехами. В наблюдаемых мною случаях детской шизофрении имело место явная нехватка
«передающей мощности» у ребенка.
[В первом издании эта фраза была дана в следующей редакции:
«...первичная нехватка "передающей мощности" у ребенка». Она относилась только к тем немногим
случаям болезни, которые я наблюдал, а такие случаи были тогда редкими в психоаналитической
практике. Мое утверждение имело целью противостоять некоторым поверхностным интерпретациям,
модным в то время, согласно которым отвергающие матери могли вызвать такое злокачественное
заболевание у своего потомства. Между тем, это мое утверждение цитировалось вне контекста в
поддержку сугубо конституциональной этиологии детских психозов. Однако тот, кто внимательно
прочел главу 1 и историю болезни Джин, вероятно, заметил, что во фрагментах историй болезни,
представленных в этой книге, я вовсе не стремлюсь выделять первопричины и терапевтические
результаты, но пытаюсь очертить новую концептуальную область, охватывающую как усилия эго, так и
усилия социальной организации. Этот подход несомненно пренебрегает деталями взаимодействия
ребенка и родителей, в котором конституциональные и средовые факторы злокачественно усугубляют
друг друга. Первопричины можно выделить (или исключить) только там, где существуют строгие
диагностические критерии, а в распоряжении исследователя имеется большое количество анамнезов для
сравнительного анализа. Такую работу можно предпринять, опираясь на рост литературы по
психоаналитической детской психиатрии. -
Э. Г.
Э.] Однако вследствие этой самой ранней
неспособности поддерживать коммуникацию ребенок, возможно, лишь обнаруживает в более
злокачественной форме ту непрочность эмоционального контакта, которая уже существует у родителей,
хотя у них она может компенсироваться, по крайней мере, в других взаимоотношениях, особым
складом характера или превосходными интеллектуальными способностями.
Что касается описанной в данной главе процедуры, то очевидно, что мать Джин отличалась
способностью к исключительным целительным усилиям, которые являются необходимым условием
всякого экспериментирования на этой границе человеческой веры и ответственности.
Глава 6. Забавы и заботы
Перефразируя Фрейда, мы назвали игру царским путем к пониманию синтезаторских усилий
детского эго. Перед нашими глазами только что прошла картина краха, который потерпело эго ребенка
в своем синтезе. Теперь мы обратимся к ситуациям детства, иллюстрирующим способность эго
добиваться восстановления сил и самоисцеления в игровой деятельности, а также к тем
терапевтическим ситуациям, в которых удача оказалась на нашей стороне и мы смогли помочь эго
ребенка поддержать себя.
1. Игра, работа и развитие
Давайте возьмем в качестве текста для начала этой более утешительной главы эпизод игры,
описанный весьма известным психологом. Случай явно не патологический, хотя и не относится к
разряду веселых: мальчик по имени Том Сойер, по вердикту своей тетки, должен белить известкой
|