Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 42 
Next page End  

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль,—
сказано в комедии В. Шекспира “Как вам это понравится”.
Особую значимость распределение ролей приобретает в общении. Если мы хотим добиться успеха в
разговоре с собеседником, мы должны соотнести себя с ним, соединить в своем воображении его
социальные, профессиональные, интеллектуальные и эмоциональные особенности, мы должны быть не
только самими собою, но еще играть роль собеседника и себя в его восприятии. Точно так поступает
собеседник.
Подобное взаимоотражение советский исследователь А. Ф. Добрович назвал “ролевым обменом”. По его
мнению, ролевое поведение открывает путь к прогнозированию реакции, впечатления, которое
собеседники производят друг на друга, позволяет быстро вносить поправку при малейших признаках
неудачи. В ролевом поведении, как и при всяком перевоплощении, присутствует внушение. Оно
обеспечивает распределение ролей без участия или с ограниченным участием сознания, на уровне
подсознательных автоматизмом. Иначе общение оказалось бы очень затруднительным.
Я уже говорил о значении внушения в жизни детей. Скажу еще о его роли в воспитании. Ведь человек
начинается с детства. То, что он приобрел в “стране детства”, сказывается на всей его взрослой жизни.
Внушение в воспитании занимает большое место. У ребенка еще не развито критическое мышление. Для
этого у него нет необходимого жизненного опыта, знаний. Ребенок доверяет взрослым, принимает
сказанное ими как истину в последней инстанции. Если учесть еще высокую эмоциональность детей, то
станет понятной их невероятно большая внушаемость. Дети впитывают в себя образ поведения героев
полюбившихся книг, кинофильмов и подражают им.
“Наше воспитание вообще основывается в значительной мере на внушении и вызывании подражания как
неизбежных способов воздействия родителей и вообще старших лиц на детей и подростков”, — писал В.
М. Бехтерев.
Утверждение ученого созвучно мыслям Льва Николаевича Толстого. “Дети, — писал он, — всегда
находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой стадией гипноза.
Учатся и воспитываются дети, благодаря их состоянию (эта их способность ко внушению отдает их в
полную власть старших, и потому нельзя быть недостаточно внимательным, что и как мы внушаем им).
Так что учатся и воспитываются люди всегда через внушение, совершающееся двояко: сознательно и
бессознательно”.
Слово — это семя, от качества которого зависит, каковы будут всходы, какая сформируется личность.
Если воспитание опирается на утверждение возможностей ребенка (ты можешь решить задачу, пробежать
дистанцию, быть аккуратным) — успех рано или поздно придет.
И бесконечно вредно внушать ребенку обратное: “Я убедился, что ты не можешь рассчитывать на
успешную сдачу экзаменов, я в тебе разуверился”, “Ты не можешь совместить учебу в школе с
посещением спортивной секции” и т. д.
“Можешь” и “не можешь”, пишет А. Добрович, это слова установочные. В первом случае они внушают
уверенность в себе, повышают эмоциональный тонус, мобилизуют психические и физические
возможности. Во втором случае ребенок теряет уверенность в себе, формируется комплекс
неполноценности, трудно становится утвердить себя в обществе. Все завершается развитием невроза
самоутверждения.
Воспитание в духе внушения ребенку превосходства над другими детьми, вседозволенности, всепрощения
порождает эгоиста, истерическую личность.
Отягощается жизнь и взрослого человека, воспитанного в атмосфере страха, постоянного запугивания.
Одна из моих пациенток, женщина 32 лет, боится темноты, не любит одна оставаться в квартире.
Связывает это с тем, что в детстве няня ежедневно пугала ее домовыми, которые в темноте подбирают
непослушных детей.
Как видно, в повседневной жизни внушение не всегда действует во имя человека. Оно может быть также
инструментом духовного и физического подавления, нравственного опустошения.
Разум, эмоции не остаются безучастными к телесному заболеванию — они откликаются отношением к
болезни. Больной обычно бывает обеспокоен исходом заболевания, его последствиями, он с тревогой
ожидает повторения мучительных ощущений, с волнением спрашивает у врача, сможет ли выполнять
прежнюю работу.
Все это сказывается на эмоциональном состоянии и осложняет течение болезненного процесса.
Заболевание и выздоровление человека протекают во взаимодействии организма с личностью. Личность
влияет на болезнь, а болезнь отражается на личностном облике. Бывает, что недуг приводит к деформации
личности, к ограничению и осложнению социальных связей.
Среди разнообразных каналов воздействия личности на болезнь особое место занимает внушение. Нам
уже известно, какую власть приобретает внушение над всеми сторонами деятельности организма.
Внушение может выступать и в роли первопричины заболевания, и как фактор, осложняющий
существующую болезнь.
Внушаемость порой бывает настолько выраженной и избыточной, что выходит за пределы нормальных
отношений, нарушает нормальную жизнь. Такая внушаемость относится к патологии. Она характерна для
Hosted by uCoz