Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль,
сказано в комедии В. Шекспира Как вам это понравится.
Особую значимость распределение ролей приобретает в общении. Если мы хотим добиться успеха в
разговоре с собеседником, мы должны соотнести себя с ним, соединить в своем воображении его
социальные, профессиональные, интеллектуальные и эмоциональные особенности, мы должны быть не
только самими собою, но еще играть роль собеседника и себя в его восприятии. Точно так поступает
собеседник.
Подобное взаимоотражение советский исследователь А. Ф. Добрович назвал ролевым обменом. По его
мнению, ролевое поведение открывает путь к прогнозированию реакции, впечатления, которое
собеседники производят друг на друга, позволяет быстро вносить поправку при малейших признаках
неудачи. В ролевом поведении, как и при всяком перевоплощении, присутствует внушение. Оно
обеспечивает распределение ролей без участия или с ограниченным участием сознания, на уровне
подсознательных автоматизмом. Иначе общение оказалось бы очень затруднительным.
Я уже говорил о значении внушения в жизни детей. Скажу еще о его роли в воспитании. Ведь человек
начинается с детства. То, что он приобрел в стране детства, сказывается на всей его взрослой жизни.
Внушение в воспитании занимает большое место. У ребенка еще не развито критическое мышление. Для
этого у него нет необходимого жизненного опыта, знаний. Ребенок доверяет взрослым, принимает
сказанное ими как истину в последней инстанции. Если учесть еще высокую эмоциональность детей, то
станет понятной их невероятно большая внушаемость. Дети впитывают в себя образ поведения героев
полюбившихся книг, кинофильмов и подражают им.
Наше воспитание вообще основывается в значительной мере на внушении и вызывании подражания как
неизбежных способов воздействия родителей и вообще старших лиц на детей и подростков, писал В.
М. Бехтерев.
Утверждение ученого созвучно мыслям Льва Николаевича Толстого. Дети, писал он, всегда
находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой стадией гипноза.
Учатся и воспитываются дети, благодаря их состоянию (эта их способность ко внушению отдает их в
полную власть старших, и потому нельзя быть недостаточно внимательным, что и как мы внушаем им).
Так что учатся и воспитываются люди всегда через внушение, совершающееся двояко: сознательно и
бессознательно.
Слово это семя, от качества которого зависит, каковы будут всходы, какая сформируется личность.
Если воспитание опирается на утверждение возможностей ребенка (ты можешь решить задачу, пробежать
дистанцию, быть аккуратным) успех рано или поздно придет.
И бесконечно вредно внушать ребенку обратное: Я убедился, что ты не можешь рассчитывать на
успешную сдачу экзаменов, я в тебе разуверился, Ты не можешь совместить учебу в школе с
посещением спортивной секции и т. д.
Можешь и не можешь, пишет А. Добрович, это слова установочные. В первом случае они внушают
уверенность в себе, повышают эмоциональный тонус, мобилизуют психические и физические
возможности. Во втором случае ребенок теряет уверенность в себе, формируется комплекс
неполноценности, трудно становится утвердить себя в обществе. Все завершается развитием невроза
самоутверждения.
Воспитание в духе внушения ребенку превосходства над другими детьми, вседозволенности, всепрощения
порождает эгоиста, истерическую личность.
Отягощается жизнь и взрослого человека, воспитанного в атмосфере страха, постоянного запугивания.
Одна из моих пациенток, женщина 32 лет, боится темноты, не любит одна оставаться в квартире.
Связывает это с тем, что в детстве няня ежедневно пугала ее домовыми, которые в темноте подбирают
непослушных детей.
Как видно, в повседневной жизни внушение не всегда действует во имя человека. Оно может быть также
инструментом духовного и физического подавления, нравственного опустошения.
Разум, эмоции не остаются безучастными к телесному заболеванию они откликаются отношением к
болезни. Больной обычно бывает обеспокоен исходом заболевания, его последствиями, он с тревогой
ожидает повторения мучительных ощущений, с волнением спрашивает у врача, сможет ли выполнять
прежнюю работу.
Все это сказывается на эмоциональном состоянии и осложняет течение болезненного процесса.
Заболевание и выздоровление человека протекают во взаимодействии организма с личностью. Личность
влияет на болезнь, а болезнь отражается на личностном облике. Бывает, что недуг приводит к деформации
личности, к ограничению и осложнению социальных связей.
Среди разнообразных каналов воздействия личности на болезнь особое место занимает внушение. Нам
уже известно, какую власть приобретает внушение над всеми сторонами деятельности организма.
Внушение может выступать и в роли первопричины заболевания, и как фактор, осложняющий
существующую болезнь.
Внушаемость порой бывает настолько выраженной и избыточной, что выходит за пределы нормальных
отношений, нарушает нормальную жизнь. Такая внушаемость относится к патологии. Она характерна для
|