Г. Флобер, описывая эпизод отравления мышьяком |в романе Госпожа Бовари, ощущал во рту вкус
мышьяка, с ним сделалось дурно, его рвало.
Тяжело пережил Ч. Диккенс смерть героини романа Лавка древностей Нелли. Смерть Нелли, писал
он, была делом провидения, но пока что я сам почти мертв от убийства моего ребенка.
Б. Пастернак на обсуждении выполненного им перевода Фауста читал сцену с Гретхен в тюрьме. Вдруг
он осекся, всхлипнул, захлопнул книгу и сказал:
Не могу... Жаль ее (Лев Гинзбург. Разбилось лишь сердце мое. Новый мир. 1981, ¹ 8).
Наиболее наглядно участие внушения в сценическом искусстве. Без него, как известно, нет
перевоплощения актера. Перевоплощение, собственно, и состоит в том, чтоб зажить чужой жизнью
жизнью изображаемого лица. Это значит: сделать все поступки, помыслы, волнения, горести героя своими,
иметь ему присущий темперамент, жить и двигаться в его ритме.
...Искусство переживания требует от артиста истинных страстей, то есть намеренного воспроизведения
подлинных эмоций путем приспособления чувств актера-исполнителя к переживаниям действующего
лица (П. В. Симонов).
Даже телесные функции приходят в соответствие с эмоциональным состоянием персонажа.
Артистка Алла Демидова вспоминает, как Владимир Высоцкий, играя Гамлета, после сцены с Офелией
прибегал за кулисы мокрый, задыхаясь. На ходу глотал холодный чай, который наготове держала
помощник режиссера. Затем усилием воли восстанавливал дыхание и снова появлялся на сцене.
Художник через литературу и различные виды искусства воздействует на психоэмоциональное состояние
огромных масс. Это возможно потому, что произведение воплощает в себе силу воображения, ощущения,
восприятия, переживания художника. Словами Река металась, как больной А. С. Пушкин выразил свое
отношение к стихии и возбудил у нас трепетное эмоциональное напряжение, зримое восприятие.
Мастерство и воображение художника, писателя, композитора, исполнителя соединяются с воображением
зрителя, слушателя, читателя. И. С. Тургенев и И.А.Бунин так вдохновенно описывали природу, что, читая
их произведения, почти ощущаешь прохладу леса, утреннюю свежесть земли, прозрачность воздуха.
Белорусский поэг Аркадий Кулешов рассказал о впечатлении, которое произвела на него во втором классе
поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри: ...Я был охвачен каким-то непонятным волшебным волнением, я весь
пылал, как в жару, музыка и пламенный огонь стиха горячили мою кровь... Когда я дочитывал поэму, из
глаз потоком лились слезы, и я не в силах был сдержать их.
Луи Ламбер в одноименной повести О. Бальзака так рассказывает о своем восприятии прочитанного:
Читая описание битвы при Аустерлице, я увидел ее во всех подробностях. Пушечные залпы, крики
сражающихся звучали у меня в ушах и заставляли все внутри сжиматься; я чувствовал запах пороха,
слышал ржанье лошадей и голоса людей; я любовался равниной, где сталкивались вооруженные народы,
как если бы стоял на возвышенности Сантона.
Надо ли говорить, как необходимо участникам театрального действа соучастие в нем зрителей. При
лучших спектаклях в результате взаимного внушения актеров и зрителей происходит истинное
волшебство: как бы рушатся преграды между зрительным залом и сценой, все происходящее на
подмостках воспринимается зрителями как отзвук собственных мыслей, чувств и стремлений.
Теперь в театре редко можно увидеть натуралистическую декорацию: замок, улицу, сад и т. д. Зритель
своим воображением сам дорисовывает то, что обычно дано лишь намеком. Публика соавтор спектакля.
Условность требует творческого воображения зрителя. Перевоплощение тоже требует от него
доверчивости, так как и в перевоплощении содержится некоторая условность: ведь актер не может на
сцене по-настоящему умирать, убивать, сходить с ума, болеть. Но это и не нужно Н. В. Гоголь писал,
что, попадая в плен обаяния актерского таланта, мы поистине потрясаемся одним потрясением, рыдаем
одними слезами и смеемся одним всеобщим смехом. Мы забываем обо всем и верим искренне и
беспредельно в ту вымышленную жизнь, которая проходит перед нами. Мы испытываем сопричастность.
Лев Николаевич Толстой назначение литературы и искусства видел в заражении чувств других людей.
Созвучно этой мысли высказывание советского психолога Л. Е. Выготского о том, что марксистское
рассмотрение искусства необходимо включает в себя и изучение психофизиологического действия
художественного произведения... Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных
процессов личности в обществе.
Как откликнется человек на произведение, какие душевные порывы им овладевают, зависит не только от
мастерства автора, но, в не меньшей мере, от его собственных интеллектуальных и эмоциональных
особенностей, от его жизненного опыта.
То же самое можно сказать о внушении. Его доля в восприятии произведения измеряется созвучностью с
духовными потребностями индивидуума.
Только что я упомянул о соавторстве, содействующем внушению. Соавторство присутствует в восприятии
не только театрального, но и любого иного произведения искусства. Иначе быть не может, потому что
искусство преломляется через призму сознания каждого человека. По меткому выражению замечательного
поэта С. Маршака, художник автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить
своим воображением художник читатель.
Играют не только дети и актеры. Игра в повседневной жизни характерная особенность человека, это
форма приспособления к социальной среде. Рассказывая какую-нибудь историю, мы невольно
перевоплощаемся в тех, о ком идет речь, используем не свойственные нам жесты, манеру говорить,
характерные выражения. Мы становимся персонажами. Это ли не игра!
|