Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 426 
Next page End  

трудах Ю.В. Каннабиха [1936], Т.И. Юдина [1951], Д.Д. Федотова [1957], В.Ф. Круглянского [1979].
Исходные состояния. Стойкие состояния глубокой психической деградации как заключительная
стадия патологического процесса. Это понятие наиболее разработано применительно к шизофрении,
при которой И.с. сменяют стадию психического дефекта. Если при дефекте возможна клиническая
динамика как в сторону дальнейшего его углубления, так и,
при известных условиях, в сторону
ослабления, то для И.с. характерна стабильность декомпенсации [Амбрумова А.Г., 1962].
А.О. Эдельштейном [1938] разработана типология И.с. шизофрении в соответствии с
деструкцией личности: 1) синдром апатического слабоумия (деменции побуждений), при котором на
первый план выступают нарушений функционирования экстраинтеллектуальных факторов; 2)
«органический» тип исходного слабоумия, характеризующийся расстройствами критики, банальностью
и примитивностью суждений, бедностью мышления, истощаемостью психических процессов; 3)
синдром руинирования — тотальный распад интеллекта и личности, когда остаются сохранными лишь
низшие психические функции. Случаи шизофренического исходного состояния, в которых особую роль
играла глубокая личностная дезинтеграция, выделялись как синдром личностной дезинтеграции.
А.Г Амбрумова в качестве И.с. шизофрении рассматривает лишь стабилизированные
резидуально-дефектные состояния, характеризующиеся полной декомпенсацией, к которым она относит
синдром руинирования, по А.О. Эдельштейну.
Итерация (лат. iteratio
повторение). Эпизодическое ритмическое повторение одного и того
же двигательного акта, слова, части фразы. Эти явления носят характер спонтанных, регулярных,
бессмысленных в данной ситуации, лишены эмоциональной окраски, ограничены во времени.
Различают И. двигательную, памяти (непроизвольное возникновение одних и тех же воспоминаний),
речевую. Наблюдается при кататонических синдромах, постэнцефалитических состояниях, особенно при
стриарных гиперкинезах, при глубоком слабоумии, эпилептических сумеречных состояниях, в процессе
обратного развития коматозного состояния посттравматического или интоксикационного генеза.
Помимо двигательных и речевых, выделяют также И. памяти, характеризующиеся
непроизвольным возникновением одних и тех же воспоминаний.
При слабоумии старческом и Альцгеймера болезни (см.) наблюдается итеративная суетливость
[Kleist K., 1928] — симптом, проявляющийся в бессмысленной занятости, бесцельных поисках чего-то.
Больные постоянно копаются в своих вещах, одежде, постели, вяжут их в узлы. Часто сочетается с
апрактическими расстройствами.
К И. могут быть отнесены психомоторные стереотипии, палилалия, палиграфия, персеверации,
паликинез.
Иценко—Кушинга болезнь [Иценко Н.М., 1925; Cushing H., 1932]. Заболевание, обусловленное
поражением диэнцефальной области и гипофиза, вследствие которого происходит избыточное
выделение адренотропного гормона гипофиза и стимуляция функции коры надпочечников.
Болезненные нарушения проявляются артериальной гипертензией, эндокринно-обменными
расстройствами (обезображенное, «луноподобное» лицо, ожирение, вирилизм и гирсутизм у женщин),
психогенными и неврозоподобными симптомами. Возможны психотические шизофреноподобные
эпизоды. Характерны астения, аффективная лабильность, апатические изменения. Чаще всего И.—К.б.
является следствием аденомы гипофиза.
Син.: базофоилизм гипофизарный, болезнь Кушинга.
Иценко—Кушинга синдром [Иценко Н.М., Cushing H.]. Симптомокомплекс, характерный для
Иценко—Кушинга болезни, обусловленный гиперфункцией коры надпочечников (чаще при наличии
гормонально-активной опухоли), а также при длительном применении препаратов
адренокортикотропного или кортикостероидных гормонов.
Син.: Кушинга синдром.
Ишемия (греч. ischo
задерживать, препятствовать, haima кровь). Нарушение (уменьшение)
кровоснабжения участка тела, органа, ткани в связи с ослаблением или прекращением притока крови. В
психиатрии приобретает важное значение И. головного мозга (см. Инсульт ишемический).
Йирасека тест школьной зрелости [Jirasek J., 1968]. Используется для определения готовности
ребенка к обучению в школе. Содержит три задания: рисование фигуры человека, подражание
письменным буквам и срисовывание группы точек. Оценка каждого задания производится по
Hosted by uCoz