Navigation bar
  Print document Start Previous page
 320 of 426 
Next page End  

Основана на признании важности состояний целебного, саногенного стресса, вызываемого самыми
различными психотерапевтическими эмоциональными приемами, в том числе и специальной Рожнова
методикой эмоционально-стрессовой гипнотерапии. Концепция исторически опирается на
представления о лечении идеалами А.И. Яроцкого (см. Яроцкого аретотерапия) и на представления H.
Selye о благотворном, живительном действии эмоционального стресса, лишенного отрицательного
аффективного компонента, дистресса (см. Селье синдром адаптации). Развивается в исследованиях М.Е.
Бурно [1982], Л.П. Баканевой и Ю.В. Мельникова [1982].
Рожнова методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии [Рожнов В.Е.,
1971]. Применяется для лечения хронического алкоголизма. С помощью гипнотического внушения
вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально отрицательная реакция на вкус и запах алкоголя.
Здесь играют роль групповой аффект, директивность, создание стрессовой ситуации, взаимоиндукция и
т.д.
Рожнова удлиненный гипноз [Рожнов В.Е.,
1953]. Гипнотический сеанс длится 1-1,5 ч, что
способствует углублению гипнотического торможения и повышает терапевтическую активность
лечебного внушения. Рекомендуется для групповой гипнотерапии в стационаре и амбулаторных
условиях. Врач приходит к больным каждые 15-20 мин и проводит лечебные внушения
продолжительностью 2-3 мин.
Розенберга симптом [Rosenberg M., 1912]. Нарушение ориентировки в правом-левом в
двигательных проявлениях. Один из симптомов расстройств «схемы тела».
Розенталя синдром [Rosenthal С., 1927]. Пароксизмально развивающийся катаплектически-
галлюцинаторный синдром страха, включающий в себя слуховые, зрительные и тактильные
псевдогаллюцинации, чувство страха, возникающее спонтанно, без связи с какими-либо причинами, и
катаплектиформные расстройства («приступы бодрствования» в ночное время). Описан при
энцефалитах и шизофрении.
Розенцвейга тест фрустрации [Rosenzweig S., 1945]. Проективная методика исследования
особенностей личности. Согласно теории Розенцвейга, фрустрация возникает, когда организм
(личность) сталкивается с более или менее непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению
какой-либо жизненной потребности. Фрустрационная устойчивость — способность приспособиться к
стрессовой ситуации. Обследуемому показывают рисунки, на которых изображены фрустрационные
ситуации, и он вкладывает в уста одного из персонажей рисунка слова, которые тот должен высказать
по этому поводу. Реакции обследуемого различают по их направленности (порицание фрустрирующего
фактора или себя, стремление нивелировать конфликтность ситуации), по типу реакции (подчеркивание
фрустрирующего фактора, самозащита, потребность разрешения ситуации).
Методика полезна при исследовании личностных особенностей больных, страдающих
неврозами, психопатиями.
Ромена методика активного самовнушения [Ромен А.С., 1964]. Психотерапевтическая
методика, основанная на самовнушении и состоящая из двух этапов — стабильного и мобильного.
Первый характеризуется обучением больного способности активно погружать себя в особое
самовнушенное состояние покоя и мышечной релаксации. Второй этап посвящен реализации
необходимых направленных самовнушений. В процессе занятий активным самовнушением происходит
и обучение пациента способности произвольно направленно воздействовать на течение
психофизиологических процессов в организме (например, вызывать у себя анестезию или гипералгезию,
изменять температуру тела и т.п.). Важное условие методики — короткие сроки овладения
самовнушением (1,5-3 недели).
Роршаха тeст [Rorschach H., 1921]. Проективный метод исследования личности с помощью 10
специальных таблиц («пятен»). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах,
обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна, привлекших его
внимание, кинетичность образа и т.д., и интерпретируют эти показатели. При анализе результатов
руководствуются следующими основными критериями:
1) что видит обследуемый в предъявляемых ему пятнах -изображениях (силуэты людей, зверей,
предметов);
2) использует ли он при создании образа отдельные детали или изображение в целом;
Hosted by uCoz