взглядах, интересах каждой отдельной личности, но именно как изменения,
характерные для больших групп. Влияние сходных условий существования
группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через
личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-
экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть
которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными
чертами данной группы.
Структура психологии большой социальной группы включает в себя
целый ряд элементов. В широком смысле это различные психические
свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими
же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной
социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно
элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И.
Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1)
психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть
отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции,
вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое
образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из
этих элементов должен стать предметом специального социально-
психологического анализа.
Третья проблема, которая была поставлена выше, это проблема
соотношения психологических характеристик большой группы и сознания
каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема
решается так: психологические характеристики группы представляют собой то
типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму
черт, свойственных каждой личности. Известный ответ на этот вопрос
содержится у Л.С. Выготского в его рассуждениях о соотношении
«социальной» и «коллективной» психологии. Как известно, термином
«социальная психология» Выготский обозначал психологию, исследующую
социальную обусловленность психики отдельного человека. «Коллективная» же
психология, в его понимании, приблизительно совпадает с тем, что сегодня
называется социальной психологией. Поэтому целесообразно рассмотреть
значение, которое в работах Выготского придается именно термину
«коллективная психология». Он поясняет значение этого понятия при помощи
следующего простого рассуждении. «Все в нас социально, но это отнюдь не
означает, что все решительно свойства психики отдельного человека присущи и
всем другим членам данной группы. «Только некоторая часть личной
психологии может считаться принадлежностью данного коллектива, и вот эту
часть личной психики в условиях ее коллективного проявления и изучает
всякий раз коллективная психология, исследуя психологию войска, церкви и т.п.»
(Выготский, 1987. С. 20).
По-видимому, та «часть» личной психологии индивидов, составляющих
группу, которая «принадлежит» группе, и есть то, что можно назвать
«психологией группы». Иными словами: психология группы есть то общее, что
присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е.
типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это
типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Поэтому в
социологическом анализе, например, предпринимаются попытки
сконструировать особый социальный тип личности, причем подразумевается не
только тип личности, свойственный какой-то определенной эпохе или
|