социальному строю, но и более узко, как тип, свойственный некоторой
социальной группе: чаще всего социальный тип личности мыслится как тип
личности представителя определенного социального класса, но в принципе
понятие «социальный тип личности» может быть отнесено к характеристике
типичного представителя и какой-либо профессии (тип учителя, например) или
возрастной группы, правда, здесь, как правило, с указанием либо страны, либо
эпохи («молодой человек XX века» и т.п.). Фиксация этого типичного весьма
сложная задача. Общие черты в психологии представителей определенной
социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в
реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному
«сознанию» групповая психология выступает как некая социальная реальность,
выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него
вместе с другими объективными условиями жизни, что, по выражению А. Валлона,
приводит к «удвоению среды», в которой действует человек.
Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь
содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не
все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В
отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может
вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это
объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим
индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в
наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.
Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад»
личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании
психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт,
зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и
одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с
индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то
явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии
личности «входит» в психологию группы.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами
можно исследовать общественную психологию больших социальных групп.
Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в
нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае
прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ
некоторых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы вообще неизвестны
социальной психологии: если вспомнить предложения В. Вундта об изучении
языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», то станет ясным,
что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к
проблеме использования таких методов. Естественно, сегодня и они претерпели
существенные изменения, но в принципе сам набор подобных методов допустим.
Одной из современных форм применения таких методов являются так
называемые межкультурные исследования, где термин «межкультурные» отдает
лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же
имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не
обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.
При изучении психологии больших социальных групп могут
применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные
приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при
|