помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них,
скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют
получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным
исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в
социальной психологии. Он уместен и допустим прежде всего при изучении
психологических характеристик больших групп.
Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп
социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании,
поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом
знаковых систем. Естественно, и в данном случае возникают проблемы,
неизбежные при анализе объектов, требующих комплексного подхода, а
большие группы именно являются таким объектом.
Не случайно поэтому, что область исследования психологических
характеристик больших групп является наиболее «социологической» частью
социальной психологии, настолько, что при некоторых построениях курса
социальной психологии эта проблема вообще опускается. Отклики такой
постановки вопроса можно встретить и в современной отечественной
социальной психологии, во всяком случае тенденция отдать проблематику
больших групп социологии достаточно распространена. Вместе с тем полезно было
бы обратить внимание на тот факт, что в концепциях, разрабатываемых в
настоящее время исследователями в странах Западной Европы, особенно сильно
подчеркивается мысль о том, что без анализа больших групп упускается тот
самый социальный контекст, который и делает социальную психологию
социальной. Трудности, стоящие на пути исследования этой проблемы, должны
умножить усилия, направленные на ее разработку, а не порождать стремление
игнорировать ее.
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных
групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во
французской психологической школе (С. Московией). Она в значительной мере
претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования
больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается
обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных
явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При
помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ
социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные
представления инструмент не индивидуального, а именно группового
социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе
опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте
житейским соображениям. По существу через анализ социальных
представлений различных больших групп познается их психологический облик
(Донцов, Емельянова, 1987).
Механизм связи группы и выработанного ею социального представления
выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной
действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о
социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже
созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как
бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные
интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой
идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно
|