долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при
определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.
Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как
менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная
характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и
понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.
Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия
мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических
образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть
отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее
набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения
и определяют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают
«менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.
Анализ методологических принципов изучения психологии больших
групп можно теперь подкрепить примерами, полученными в исследованиях
характеристик отдельных конкретных групп.
Особенности психологии социальных классов. Среди всего
многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой
социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в
особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим
подходом. В многотомном руководстве по социальной психологии под
редакцией Г. Линдсея и Э. Аронсона указывается на то, что сам термин «класс»
имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для
европейцев, по мысли автора, понятие это более «реально», так как
идентификация с классом более очевидна, достаточно часто сопряжена с
определением политической принадлежности. Для американской культуры
вообще нехарактерно оперирование понятиями «рабочий класс», «буржуазия» и
т.п., но гораздо привычнее термины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это
связано с тем, что в социологических теориях социальная структура
описывается при помощи такого понятия, как «социоэкономический статус», а не
«социальный класс». Естественно, что это не может не сказаться на различиях
в трактовке структуры психологии класса. При всех обстоятельствах, однако,
важно учесть, что сущность социально-психологического анализа состоит в том,
чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и
образцами поведения ее членов.
Социологическая традиция, на которую опирается социальная
психология, при этом может быть различной. Так, в традиционном для
марксистской социологической традиции понимании класса можно наметить три
основные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление
психологических особенностей различных конкретных классов, которые
существовали в истории и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание
концентрируется на характеристике классовой психологии разных классов
определенной эпохи, создающей особый «колорит» эпохи, наряду с описанием
экономических и политических интересов классов. Этот путь исследовании
вполне правомерен, хотя до сих пор в большей степени развит в социологии.
Наконец, в-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии
отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения
психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу.
Иными словами, исследование в данном случае выявляет,
|