посредством каких механизмов классовая психология воплощается в
психологическом облике членов класса.
Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необходимо при
всех условиях возвратиться к структуре психологии группы и посмотреть на
специфику каждого элемента, представленного в психологии класса. Наиболее
полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии.
Одним из самых значимых элементов в данном случае являются
классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и
состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса
располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей,
относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них.
Проблема потребностей человека достаточно хорошо разработана в общей
психологии: в общем виде ясно, что классовое положение индивида задает
определенным образом иерархию его «деятельностей», что определяет и
структуру его потребностей. Но этого общего положения недостаточно, коль
скоро в анализ включаются более конкретные и сложные факторы, такие,
например, как реальная жизненная ситуация различных слоев одного и того же
класса. Так, общие условия труда и быта рабочего класса определяют в целом
структуру его потребностей, а положение отдельных слоев ее варианты.
Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии
являются интересы. Природа интересов гораздо лучше исследована в
социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует
социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых
интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс
включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как
классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с
общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и
деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес
всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он
член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много
подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-
вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом
какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он
непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает
переплетение различных интересов, каждый из которых определен
принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов
индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких
обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль
имеет принципиальное значение (Социальная психология классов, 1985. С. 10).
Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так
называемые «социальные чувства», определенные характеристики
эмоциональных состояний, свойственных группе. Понятие «социальное
чувство» не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно
спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное
определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы.
Неопределенность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь
свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложившейся
традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей
приходится заимствовать терминологию из других традиций, например из
|