традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само
существование некоторых социальных «чувств» и «эмоций» давно установлено и
описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в
периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано
преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным
подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуазии выступал в
качестве революционной силы, доминирующим типом социальных чувств и
внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности
политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен.
В некоторых классификациях компонентов классовой психологии
вводятся еще и другие элементы, которые находятся в определенном отношении к
описанным ранее. Так, в динамическую часть классовой психологии, кроме
потребностей, включают иногда такие элементы, как «набор социальных ролей» и
осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее
ценностных ориентации, норм поведения и осознания целей
жизнедеятельности). Перечень этот не является слишком строгим.
Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее
устойчивых компонентов, вопрос представляется значительно менее
разработанным. В самом деле, важнейшим из таких компонентов является
«психический склад», но на операциональном уровне этот компонент
относительно лучше раскрыт лишь для одного вида больших групп для
наций. Что же касается классов, то «психический склад» здесь обычно
описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в
определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно
реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная
группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других
научных дисциплин истории, философии, культурологии можно
почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт
социального характера, свойственных тому или иному классу, особенно в
поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-
психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место.
Термин «социальный характер» широко представлен в трудах
неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него
социальный характер это связующее звено между психикой индивида и
социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у
Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными
историческими типами самоотчуждения человека с человеком эпохи раннего
капитализма («накопительский тип»), эпохи 20-х гг. XX века («рыночный тип»,
связанный с обществом «тотального отчуждения») и т.п. (Фромм, 1993).
Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в
типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных
ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от
представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и
дальнейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов,
полученных в исследованиях, но и от общетеоретической разработки проблемы
характера вообще, в том числе в общей психологии. При этом могут быть
использованы описания, содержащиеся в социологической литературе. Так же
история культуры, гражданская история, литература полны описаниями
конкретных проявлений психического облика классов, их социального
характера (достаточно вспомнить произведения Бальзака,
|