Драйзера, Горького). Литература по существу проделала социально-
психологическую работу, являя собой пример того типа исследований, которые
именуются монографическими. Тот факт, что продукт такого исследования
существует не в форме научной теории, не в системе научных понятий, а в
художественных образах, т.е. в свойственной литературе форме отражения
действительности, не делает это исследование менее ценным.
Кроме социального характера, психический склад раскрывается в
привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют
роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а
потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают
важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ
жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни, в
частности, в том и состоит, чтобы в рамках объективного положения класса
определить и объяснить доминирующий образ поведения основной массы
представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях повседневной
жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных
жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как
регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть собственно социально-
психологическая проблема. Методы исследования этой проблемы близки к
традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно
использование методик наблюдения. Что же касается традиций, то часть их
воплощена в предметах материальной культуры, и потому к изучению их
применимы методики, известные в психологии под названием анализа
продуктов деятельности.
Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулятора
социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов
различных эпох. Так, установлено, что прочнее всего привычки и обычаи
сохраняются, даже в современных обществах, прежде всего в крестьянстве.
Большой город с разветвленной системой общения способствует, напротив,
известному смешиванию обычаев, привычек и традиций разных социальных
групп. Поэтому вычленение самого объекта исследования здесь затруднено.
Таким образом, мы указали основные направления анализа, по которым
социальной психологии еще предстоит выполнить задачу изучения
психологических характеристик различных классов общества,
проанализировать, с одной стороны, способы, которыми «строится» психология
группы, и с другой стороны, механизмы, посредством которых она в
дальнейшем обеспечивает «освоение» каждым индивидом социальной
реальности. Здесь важно понять, каким образом относительно большая масса
людей при всем их психологическом разнообразии в каких-то значимых
жизненных ситуациях демонстрирует сходство различных представлений,
вкусов, даже эмоциональных оценок действительности.
Хотя члены всякого класса объединены в большое количество
многочисленных и разнообразных малых групп в собственные семьи,
производственные объединения, спортивные организации и т.д., но значимый
«репертуар» поведения не задается этими малыми группами. Если в рамках
анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм,
ценностей, установок, ни их возможный набор не могут быть поняты.
Проявление или непроявление тех или иных индивидуальных психологических
особенностей также зависит от характера ситуаций, от меры их значимости для
данной личности. Ситуации же эти есть ситуации особых жизненных условий,
|