определяемых прежде всего принадлежностью к конкретной большой
социальной группе, поэтому социальная психология не может игнорировать этот
факт при построении объяснительных моделей человеческого поведения и
деятельности.
Психологические особенности этнических групп. Другим примером
больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются
различные этнические группы. В отличие от психологии классов
психологические особенности различных этнических групп и прежде всего
наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на
стыке социальной психологии и этнографии этнопсихология. Некоторые
авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть
социальной психологии. При разработке проблем этнической психологии
акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп
оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности
людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития их
возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя
нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой
этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их
разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэтому было бы
неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций.
Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой
в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов
психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об «этническом
характере», а о «национальном характере», не об «этнической психологии», а о
«национальной психологии», «национальных
чувствах», «национальном
самосознании», хотя все эти образования представляют собой частный случай
аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы. Традиция
исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по
«психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая
этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что
методом исследования психологии этнических групп должно быть
исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования
составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной
психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным
среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.
Национальная (этническая) принадлежность индивида является
чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она
фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой
формируется личность. Этническая специфика в определенной степени
концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта
есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через
ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере
развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев,
традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего
национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий
существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания
можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно
данной этнической группе.
|