складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую
установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт
общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили
враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь
встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка.
Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический
стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности
межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой
этнической группы, распространяются на всю группу (Стефаненко, 1987. С. 242).
Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на
возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном
эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических
признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует
распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в
определенных политических условиях открывает дорогу различным
проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно
развести социально-психологический механизм возникновения этнических
стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой
основе.
Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в
себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока
осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой
констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее
образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма
склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей»
этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее
предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт
своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного
отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при
определенных обстоятельствах.
Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа
общественных отношений, от содержания национальной политики, от
исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы
складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они
приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно
окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в
качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ
формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их
возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести
определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.
В частности, важной характеристикой психологии этнических групп,
устанавливаемой социальной психологией, является относительность
психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из
исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были
опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота
культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень
развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания,
распространенность стереотипов относительно других национальностей. По
вопросу о лучшей кухне представители всех групп предпочли свою
собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс
|