давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь
подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции
заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда
эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по
моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в
неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным
ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение,
является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное
эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о
какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой
информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана,
покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада,
бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине.
Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия,
способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу,
когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного
многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя
недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен
пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после
передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война
миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и
образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек)
пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение
марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается
инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось
диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали
«появление марсиан». Это явление было специально проанализировано
американскими психологами.
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно
поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых,
потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых,
потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее
сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в
той или иной степени поддается ей.
Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее
пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для
всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники.
Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент
рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить
руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и
понимание психологического механизма паники, в частности такой
особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов
поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может
предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального
эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить
(Шерковин, 1975).
Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той
роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных
массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот
|