социальной психологии. Этот источник служит средством не только
дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной
пропаганды (Шерковин, 1975. С. 286). Образовавшийся таким образом сплав
суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль
побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной
интерпретации информации, происходит групповое стимулирование
действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая
получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности.
Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.
Таким образом, отсутствие длительного контакта между людьми в таких
ситуациях не снимает вопроса о том, что общение и здесь крайне важно и
значимо для жизнедеятельности людей, так же как и специфические средства их
воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной
психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований,
перенесению акцента на малую группу интерес к этим способам воздействия на
большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти
проблемы вновь стали привлекать к себе внимание.
Очевидно, в действительности вопрос заключается не в том, что
проблемы устарели, а в том, что новый уровень развития науки предполагает
новые методы для исследования этих старых проблем. Что же касается самого
явления существования таких специфических общностей людей, как толпа,
масса, публика или аудитория большого массового зрелища, то вряд ли его
можно отрицать так же, как и наличие в этих условиях специфических форм
общения и воздействия. Напротив, усложнение форм общественной жизни,
развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства,
массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации
заставляют с особым вниманием отнестись к изучению и данного типа общения.
Главный отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная
передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность
действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.
Естественно, что и воздействие здесь приобретает специфику по сравнению с тем,
которое имеет место в группе, связанной общей деятельностью.
Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных
группах, то они достаточно традиционны.
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия,
определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи
с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и
т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах
человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки
различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев,
спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно
определить как бессознательную невольную подверженность индивида
определенньм психическим состояниям. Она проявляется не через более или
менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а
через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического
настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает
в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных
воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает
организованного преднамеренного
|