создания имиджа используется не только в рекламе, но и в политике, например в
период избирательных кампаний. В массовом поведении стихийных групп имидж
выдвинутых толпой лидеров также приобретает большое значение как фактор
психологического воздействия, осуществляющего путем внушения регуляцию
поведения массы людей.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия
людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в
иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно
велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями
заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь
осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека
или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и
образцов демонстрируемого поведения. В истории социальной психологии
подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о
роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому
принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория
сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и
существования общества служит подражание. Именно в результате подражания
возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный
случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире
этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе
через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в
обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия
и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь
осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть
рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение
одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).
Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются
противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому
природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном
сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец
поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и
внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай,
подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса
другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать
законы подражания, среди которых, например, имеются следующие:
подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние
образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают
раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной
лестнице) подражают высшим (провинция центру, дворянство
королевскому двору) и т.д.
Легко видеть, что подобная концепция дает классический пример
абсолютизации роли подражания в обществе, когда все общественные
проблемы рассматриваются с точки зрения действия некоторого
психологического механизма. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при
таком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные общественные
явления. Между тем подражание ребенка взрослому, например, развивается по
совсем иным законам, чем взаимоотношение классов в обществе.
|