Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в
анализе, предложенном Тар дом, выделить весьма полезные соображения:
сегодня скорее не только они, а довольно солидная практика
экспериментальных исследований позволяет установить действительные
характеристики этого специфического средства психологического воздействия.
Особое значение, конечно, подражание имеет в процессе развития ребенка.
Именно в детской психологии поэтому проводится основная масса
экспериментальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Однако,
коль скоро феномен включен в ткань общения, исследования эти имеют
определенный социально-психологический интерес. Так, исследования
механизма подражания стали предметом специальной теории подражания,
разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д.
Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура
описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е.
образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут
возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или
наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в)
когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов
поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева,
Богомолова, Петровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа
подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном
случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами
заражения и внушения.
В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных
способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей,
составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как
однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение от
личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это
приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них
массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом
различных социальных движений.
Социальные движения. Социальные движения особый класс
социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом
психологической характеристики больших социальных групп и массового
стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно
организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как
правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие
движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против
ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения,
которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой
(против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за
права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими
целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов
администрации муниципалитета).
Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно
демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на
определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает
социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере
развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в
|