возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной
системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может
создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе
возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то
общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две
структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не
внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в
волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих
к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких
неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов,
отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер,
возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты
формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные,
позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности
очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы,
особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках
формальных.
Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту
дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и
неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных
отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.
В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение
определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было
сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более
радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для
развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие
исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого
разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не
существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная
группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Несмотря на некоторую нечеткость терминологии, обнаружение самого
наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было
уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны
выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность
использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В
настоящее время имеется большое количество экспериментальных
исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения
формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность,
продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса
об управлении и руководстве группой.
Таким образом, и вторая из традиционно сложившихся классификаций
малых групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе
классификация структур является полезной для развития представлений о
природе групп.
Третья классификация разводит так называемые группы членства и
референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит
открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена
было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это
были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в
этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие
|