динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся,
например, в школе групповой динамики.
Здесь уместно сказать о том, что сам термин «групповая динамика»
может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных
значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное
направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.
Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в
этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е.
определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с
обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при
изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе
Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других
теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно
привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного
эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп.
«Групповая динамика» в данном случае особый вид лабораторного
эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых
процессов. Но может быть и третье употребление понятия,когда термином
«групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех
динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то
единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии,
т.е. ее развитие.
Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего
процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только
непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические
механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового
давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к
«групповой динамике» не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в
«групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и
принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов
управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом
лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие
механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями
групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности
(феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве
своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление
такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования
коллектива в социально-психологическом разрезе могут быть поэтому
отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.
Образование малой группы. При характеристике процессов, связанных с
образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь
процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они
существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их
образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по
отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо
социального института или организации, в рамках которых возникает малая
группа. В более широком смысле можно сказать,что малая группа задается
определенной потребностью общественного разделения труда и вообще
функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с
возникновением нового производства, школьный класс в связи с приходом
|