нового поколения в систему образования, спортивная команда в связи с
развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях
причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее
образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается
некоторая система предписаний относительно структуры группы,
распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти
факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими
механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования,
совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение
группы.
Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление
этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в
такую общность, которой свойственны все психологические характеристики
группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа
становится группой в психологическом значении этого слова. При таком
подходе к вопросу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории
социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в
группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обычно абстрагировались от
реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями
общества, т.е. пытались объяснить социальный процесс (а возникновение
социальных групп есть социальный процесс) чисто психологическими
причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному
психологу как объект исследования, и его задача шаг за шагом проследить факт
превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность.
На этом пути возникают две возможности для исследований.
Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм
групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько
проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней
нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена
давления группы на индивида, подчинения его группой.
Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и
ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и
последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми
членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к
изучению формирования групповой сплоченности.
Хотя первая возможность в традиционной социальной психологии была
реализована не в рамках групповой динамики, а в отдельной ветви, получившей
название исследования конформизма, важно внимательно проанализировать
характер этих исследований, чтобы более точно определить место проблемы
конформизма в новом подходе к изучению малых групп.
То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она
исследовалась не как условие развития реальных социальных групп, а как
некоторая общая, абстрактная характеристика всякой, в том числе,
лабораторной группы. Оба эти явления необходимо переосмыслить с точки
зрения процесса превращения созданной внешними обстоятельствами группы в
психологическую общность людей, в рамках которой организуется их
деятельность, не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная»
группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о
формировании малой группы.
|