Выяснить действительные возможности лидера значит выяснить, как
воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также
не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские
возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский,
Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что
не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не
всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя.
Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции
не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать
на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства это весьма специфическое
явление, не описываемое никакими другими понятиями.
Теории происхождения лидерства. Существует три основных
теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт»
(иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е.
«благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто,
снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX
начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.
Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек,
который обладает определенным набором личностных качеств или
совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы
пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В
американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались
особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для
построения систем тестов для отбора лиц возможных лидеров. Однако очень
быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940
г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными
исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие:
инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность,
дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность,
красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то
ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были
вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% дважды, 4-5% трижды и лишь 5%
черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно
таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в
возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых
лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми
добавлениями к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что
теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой
теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей
мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в
теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже
теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на
вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена
лидерства.
На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в
«ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не
отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство продукт
ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются
|