Глава 13
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Новые подходы к развитию группы. Динамические процессы
характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее
существования. Но в отличие от лабораторных реальные группы существуют
достаточно длительное время, они в определенном смысле «проживают» свою
собственную жизнь. С другой стороны, длительность «жизни» малой группы не
может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход
исторического развития. Каков характер изменений, которые происходят в малой
группе (и с группой) на разных стадиях ее существования? Ответ на этот вопрос
может быть найден лишь при условии рассмотрения проблем развития группы.
Потребность в разработке этой части социально-психологического знания могла
возникнуть только при условии фокусировки внимания не на лабораторных, а на
реальных социальных группах. Поэтому обозначенная проблема является
относительно новой в социальной психологии. Важный вклад в ее разработку
внесен отечественной социальной психологией, которая предложила решения по
ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в других странах, и
в специфическом методологическом ключе.
Однако, прежде чем раскрыть особенности этого подхода, необходимо
проследить, как же идея развития группы оформлялась в других подходах.
Можно указать на два русла, по которым эта идея вливалась в ткань социальной
психологии.
Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо-
аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая
психология и анализ Эго». Оформилась же идея на базе анализа
психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но
вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации
возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (Андреева,
Богомолова, Петровская, 1978. С. 161). Она построена на осмыслении тех
процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах
тренинга. Не вдаваясь сейчас в анализ содержания тренинга как такового, что есть
совершенно особая проблема (Петровская, 1984), отметим лишь присутствие
в этой теории идеи развития группы: в ее существовании выделяются две
фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем.
Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую
модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в
случае недостижения поставленной цели. Естественно, что модель развития группы
тренинга это весьма специфическая модель и вряд ли она применима при
описании другого типа групп. Но важно то, что соприкосновение с реальными
группами, хотя и особого рода, заставило авторов обратить внимание на ту
сторону функционирования группы, которая ранее не фигурировала как предмет
исследования.
В самые последние годы идея развития группы получила более широкое
распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие
«социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом
социализации индивида рассматривается процесс группового развития.
Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии
группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других
|