Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 229 
Next page End  

Чисто научное содержание специфики развиваемого подхода
обусловлено тем, что для социальной психологии было важно выделить в
широком значении термина именно тот аспект, который может быть исследован ее
средствами, в рамках ее концептуальных схем. Чтобы определить этот аспект,
следует вспомнить об общем принципе подхода к группе в отечественной
социальной психологии. Выделенные в социологическом анализе, объективно
существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности,
т.е. прежде всего с точки зрения именно психологических характеристик этого
субъекта. Иными словами, выявляются те черты группы, которые воспринимаются
членами данной группы как признаки некоторой психологической общности.
Поскольку вычленение психологических характеристик группы осуществляется на
основе принципа деятельности, постольку социально-психологическое
исследование группы предполагает как рассмотрение уровней развития ее
деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании
психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых
процессов.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт
развития группы. Тот факт, что это особое качество группы, высший уровень ее
развития было обозначено термином «коллектив», есть лишь дань упомянутой
традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в
марксистском употреблении понятие «коллектив» весьма спорно (может ли быть
«коллектив частной фирмы» или «коллектив совместного российско-
американского предприятия»?), в обыденной речи оно сохраняется. Нет
оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая
отмеченную специфику его содержания.
Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки, то
там содержится много полезного, в частности в работах А.С. Макаренко, где
наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко был
обозначен и тот специфически социально-психологический аспект
исследования, который впоследствии был принят советской психологией.
Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — это не любая совместная
деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям
общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода
является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество
личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и
позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и
выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций.
Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием
важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего
коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой
подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива,
неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения
которых все названные качества полностью развертываются.
Характеризуя эти стадии, А.С. Макаренко создал достаточно четкую
картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по
ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых
общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это
предполагает, что должны быть обрисованы «перспективные линии» развития
коллектива, разработана «диалектика требований», организованы «завтрашние
радости». Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую
Hosted by uCoz